Феномен програмированного обучения
Феномен програмированного обучения
Страница 3

Таким образом, основное раз­личие между традиционным (конвенциональным) и про­граммированным обучением заключается не столько в том, какие принципы лежат в их основе (потому что они дейст­вительно во многом схожи, хотя, и не идентичны), сколько в том, в какой мере эти принципы можно реализовать в сфере каждого из них.

Этот вопрос будет раскрыт более полно в ходе описа­ния основных особенностей программированного обучения, определяемых также некоторыми авторами понятием «принципы», которым и будет посвящен следующий раздел.

1.2 ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

В настоящее время почти установилось мнение, согласно которому программированные тексты делятся на линей­ные, разветвленные и смешанные. В такой последователь­ности они и будут рассмотрены. Помещенный ниже текст поделен на небольшие части, или шаги, которые называются рамками. При изучении этого текста следует поочередно перехо­дить от одной рамки к другой, открывая ответы, помещен­ные на полях каждой рамки только после заполнения пробелов в тексте рамки. После этого следует проверить, правильные ли ответы вписаны в места пропусков. Если ответы правильны, то можно переходить к изучению сле­дующей рамки. Ошибочные же ответы следует сразу за­черкнуть и на их место вписать правильные.

1. Теоретические основы любого программированного обучения составляют следующие общие принципы:

а) принцип деления материала на небольшие, тесно связанные меж­ду собой части (порции, шаги);

б) принцип активизации деятельности учащихся, изучающих про­граммированный текст;

в) принцип немедленной оценки каждого ответа учащегося;

г) принцип индивидуализации темпа и содержания учения;

д) принцип эмпирической верификации (проверки) программирован­ных текстов.

2. Первый из названных . программирован­ного обучения (перечитайте их заново в рам­ке 1) требует от автора программированного текста тщательного анализа учебного материа­ла, а также деления этого материала на (какие?) . шаги, тесно связанные между собой с содержательной и логической точек зрения

принципов

небольшие

3. Второй принцип . обучения, принцип . учащихся, изучающих любой программиро­ванный текст, преследует цель привить каж­дому из них умение глубоко анализировать содержание отдельных шагов (частей) про­граммы (программированного текста)

программированного; активизации дея­тельности

4. Главной задачей третьего . программи­рованного обучения, принципа немедленной . каждого ответа учащегося, является:

а) сообщение ему о том, правильно ли он ответил;

б) переход учащегося к следующей рамке программы только в случае правильного от­вета на вопрос предыдущей

принципа

оценки

5. Если учащийся не дает правильного от­вета на вопрос, помещенный в данной рамке, либо впишет неверное слово или слова на место пробела (пробелов) в тексте, то он (переходит, не переходит) * к следующей рамке программы

не переходит

6. Необходимым условием перехода учащего­ся к изучению следующей рамки программы является формулировка (какого?) . ответа на вопрос (вопросы), помещенные в предыдущей рамке, или написание соответствующих слов вместо имеющихся пробелов

правильного

(или эк­вивалентного)

7. Благодаря четвертому принципу програм­мированного обучения, принципу индивидуали­зации . и содержания обучения, каждый уча­щийся (может, не может) учиться в оптималь­ном для него темпе, а также изучать материал, соответствующий по трудности уровню его под­готовки

темпа может

8. Пятый принцип . обучения, принцип (какой?) . верификации программированного текста (программы), обязывает автора приспо­собить степень трудности этого текста к воз­можностям каждого учащегося  

Программированного эмпирической  

9. В основе любого программированного обу­чения лежат следующие принципы: а) принцип деления учебного материала на небольшие .; 1 б) принцип . учащихся; в) принцип ,.: оценки каждого ответа учащегося; г) принцип . и темпа обучения; д) принцип эмпирической . программированных текстов

части (порции, шаги);

активизации деятельности;

немедленной; индивидуализации содержания;

верификации  

10. Отсутствие в дидактической работе како­го-нибудь из (скольких?) . принципов приво­дит к тому, что мы имеем дело уже не с ., а скорее с полупрограммированным, или с час­тично программированным, обучением

пяти

программированным

11. В традиционном обучении мы выделяем следующие принципы: а) наглядности; б) до­ступности (постепенно нарастающей .); в) со­знательного и . участия учеников в процессе обучения; г) систематичности; д) прочности приобретаемых знаний; е) .; ж) связи теории с практикой  

трудности

активного

оперативности  

12. Дидактические принципы, действующие в традиционном обучении, — перечислите их заново, не смотря в текст, и сравните ответ с содержанием рамки 11 — (образуют, не обра­зуют) частично основу (основы) программиро­ванного обучения.

образуют

13. Принцип . верификации содержания учебника является принципом, действующим в . обучении  

эмпирической программированном  

14, В чем состоит различие между программированным обучением и обучением традиционным с точки зрения принципов, которые лежат в их основе? (Ответьте в письменном виде.) (Если возникнут трудности с ответом, изучите заново соответствующий фрагмент текста 1.1)  

 

15. Пять принципов программированного обучения (перечислите их заново и сравните ответ с содержанием рамки 1) образуют общую основу различных видов программ, а именно программ линейной, разветвленной и смешанной  

 

16. В основе ., разветвленной и . программ лежат пять общих принципов программирован­ного обучения  

линейной

смешанной  

17. Линейную программу называют также скиннеровской программой, потому что ее автором был американский психолог Б. ф. Скиннер  

 

18. Автором концепции разветвленной про­граммы считается Н. А. Кроудер. По этой при­чине такой вид программы называют также .  

кроудеровской  

19. И, наконец, разновидность смешанной программы, которая возникла в результате объ­единения . и . программ, называют шеффилд­ской программой, так как она была разработана в университете в Шеффилде (Великобритания). Другую разновидность смешанной программы представляет собой так называемая блочная программа, разработанная в Варшавском уни­верситете  

линейной; разветвленной  

20. Рассмотрению характерных особенностей . . и . программ, входящих в шеффилд­скую и блочную программы, будут посвящены следующие страницы настоящего текста  

линейной, разветвленной;

смешанной  

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

НОРМА (от лат . norma - руководящее начало, правило, образец), 1) узаконенное установление, признанный обязательным порядок. 2) Установленная мера, средняя величина чего-нибудь (напр., норма выработки). 3) В полиграфии - совокупность сведений (номер типографского заказа, сокращенное название издания или фамилия автора книги), помещаемых в левом нижнем углу 1-й полосы печатного листа.

ТРАМБЛЕР (франц . trembleur, от trembler - дрожать трепетать), распространенное название прерывателя-распределителя зажигания.

НЕРВНЫЙ ЦЕНТР , совокупность нервных клеток (нейронов), необходимая для регуляции деятельности других нервных центров или исполнительных органов. Простейший нервный центр состоит из нескольких нейронов, образующих узел (ганглий). У высших животных и человека нервный центр включает тысячи и даже миллионы нейронов. Большинство функций организма обеспечивается рядом нервных центров, расположенных на различных уровнях центральной нервной системы (напр., нервный центр зрительной системы находится в промежуточном, среднем мозге и в коре больших полушарий).