Феномен програмированного обучения Феномен програмированного обученияСтраница 20
Таким образом, к блоку /7 одни учащиеся приходят быстрее, а другие — медленнее, одни идут к нему прямым путем, другие вынуждены сойти с прямой дороги на боковые пути корректирующих ветвей. Структура этих разветвлений должна быть отработана таким образом, чтобы можно было исключить возможность очередной ошибки учащегося. Другими словами, учащийся, который покидает блок КИ, должен хорошо овладеть содержанием области (или областей) понятий, которым он не овладел в блоке И. Практика показывает, что путем тщательной эмпирической проверки программы можно достигнуть этой цели в отношении большинства учащихся. Тот же, кто не сумел справиться с материалом, должен обратиться за помощью к преподавателю.
Аналогичным образом обстоит дело с изучением материала, содержащегося в блоке /7 и КП, однако в этом случае к блоку КП через блок ТП направляются лишь те учащиеся, которые не сумели разрешить проблему, поставленную в блоке П. Они также могут обратиться за помощью к учителю, если, несмотря на наводящие указания, заключенные в блоке КП, они не могут справиться с проблемой. Тот же, кто разрешил проблему, непосредственно переходит ко второй единице программы, исходным пунктом которой обычно является блок И2.
Рассмотренные блоки являются как бы кирпичиками, которыми автор программы может свободно манипулировать, создавая из них программы с различной структурой. В некоторых ситуациях исходным пунктом данной единицы программы может быть и не блок И, а, например, блок /7 или ТИ. В качестве фактора, определяющего ту или другую структуру программы, выступает поставленная дидактическая задача.
• ЗБ • Закрепляющий блок
Стремление устранить существенный недостаток классических программ (какой? Дайте ответ на этот вопрос и сравните его с содержанием объяснения, помещенного с правой стороны этой рамки) легло в основу концепции смешанной программы, которую мы называем блочной программой, разработанной в Варшаве |
Речь идет о недостаточном приобщении учащихся к самостоятельному разрешению задач |
2. Одной из главных особенностей . программы является стремление к насыщению охваченного ею материала ., разрешение которых требует от учащегося значительной самостоятельности, а также рационального использования уже имеющихся знаний с целью получения новых |
блочной проблемами |
3. Другой важной чертой . программы является возможность объединения .„ текстов с текстами программированными, причем эти последние прежде всего выполняют функции . и коррекции |
блочной традиционных контроля |
4. Третьей существенной особенностью . программы является обеспечение учащимся, которым это необходимо, непосредственной помощи со стороны . |
блочной преподавателя |
5. Сущность блочной программы схематически представлена на рис. 4, Внимательно изучите его | |
6, Блочная программа складывается из следующих блоков (приведите их обозначения): ., ., ., ., . |
И, Т И, КИ, П, ТП, К.П |
7. Ознакомлению учащихся с новым материалом в . программе служат прежде всего блоки ,.„ а также . |
блочной И, П |
8. Контроль за степенью овладения учащими ся информацией, охваченной программой, выполняют блоки , и .„ |
ТИ, ТП |
9. В целях возможного восполнения недостатков и пробелов в знаниях, охваченных блочной программой, учащиеся отсылаются к блокам . и . |
КИ,КП |
10. Система блоков, изображенных на схеме (сравните единицы блочной программы, представленные на рис. 4), в разных случаях может быть различной. | |
11. Та или другая последовательность блоков в данной единице блочной программы зависит главным образом от дидактической цели, реализации которой должна служить эта единица | |
12. Если, например, мы стараемся научить учащихся разрешать проблемы определенного типа и если они имеют необходимый для этой цели запас знаний, то исходной точкой данной единицы программы может стать блок . |
П |
13. Стремясь проверить знания учеников по определенной теме, исходным пунктом их работы мы сделаем блок . или . |
ТИ,ТП |
14. Следовательно, в целом можно считать, что блочная программа имеет (жесткую, гибкую) структуру, причем эта структура определяется дидактической ., реализации которой служат отдельные единицы программы Конец блочной программы |
гибкую целью |
ЕЛЬЦИН Борис Николаевич (р . 1931), российский государственный деятель, первый президент Российской Федерации (избран на всеобщих выборах 1991). В 1996 избран на второй срок. Окончил Уральский политехнический институт (Свердловск); с 1955 работал в строительных организациях, с 1963 главный инженер, начальник Свердловского домостроительного комбината. В 1968-88 на партийной работе: с 1976 1-й секретарь Свердловского обкома. С 1985 1-й секретарь МГК КПСС. В 1989 при поддержке демократического движения был избран депутатом Съезда народных депутатов СССР. В 1990 вышел из КПСС. В 1990-91 Председатель Верховного Совета РСФСР. В августе 1991 возглавил сопротивление антидемократическому путчу Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). В декабре 1991 подписал совместно с руководителями Белоруссии и Украины соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и прекращении существования СССР. С 1992 Ельцин осуществляет руководство экономическими и политическими реформами в России. В сентябре 1993 по указу Ельцина "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" распущен Верховный Совет Российской Федерации, ликвидирована система Советов. Ельцин - инициатор разработки новой Конституции Российской Федерации (принята в декабре 1993). Книги: "Исповедь на заданную тему" (1990), "Записки президента" (1994).
НИКИТЕНКО Александр Васильевич (1804-77) , российский литературный критик, историк литературы, цензор, академик Петербургской АН (1855). "Опыт истории русской литературы" (1845) представляет попытку периодизации русской литературы. "Дневник" (полное издание, т. 1-3, 1955-56) содержит ценный литературный и исторический материал.
КАТТЛЕЯ , род растений семейства орхидных. Ок. 60 видов, в лесах Центр. и Юж. Америки; многие виды выращивают в оранжереях.