Феномен програмированного обучения Феномен програмированного обученияСтраница 22
Много надежд связывалось с программированным обучением в период его разработки как Б. Ф. Скиннером и его ближайшими сотрудниками, так и другими исследователями, причем не только американскими. Существовало даже мнение, что «новая технология учения» представляет со бои в дидактике переворот типа коперниканского, -что она революционизирует не только традиционную организацию, ной методы дидактической работы на различных уровнях обучения и в преподавании разных учебных предметов.
Таблица 1
Дидактическая функция |
Виды машин | ||
неадаптирующиеся |
Частично адаптирующиеся |
полностью адаптирующиеся | |
Представление материала (информации) Требование ответа Сравнение ответа учащегося с правильным ответом Обратная связь Регистрация сравниваемых ответов Отбор материала (информации): а) вперед — стоп б) в зависимости от характера ответа Информационная память: а) только основная б) в зависимости от характера ответа Программа: а) без возможности интерпретации (учащийся не решает, какой должна быть следующая рамка) б) с возможностью интерпретации |
+ + - - - - - + - + - |
+ + +/- +/- + + + + + + - |
+ + + + + + + + + + + |
Однако такой взгляд не получил эмпирического подтверждения со стороны исследований в области программированного обучения, которых, как мы об этом упоминали в начале данной главы, было очень много. В связи с этим можно сформулировать следующие выводы.
Во-первых, программированное обучение не является универсальным методом, который можно с успехом использовать вместо общепринятых методов и с помощью
которого удается решить все дидактические задачи.
Следует отметить, что программированное обучение имеет право на существование в нашем образовании в качестве вспомогательного метода, причем наиболее эффективно его использование при решении следующих дидактических задач:
• ознакомление учащихся со знаниями пассивного характера, т. е. с информацией, требующей главным образом запоминания;
• закрепление пассивных знаний;
• контроль и оценка уровня овладения этими знаниями учащимися при значительной доле самоконтроля и самооценки;
• преодоление разнообразных видов отставания в учебе путем ликвидации недостатков и пробелов в знаниях учащихся.
Кроме того, некоторые методы дидактического программирования с успехом можно использовать при детальном анализе содержания обучения, например содержания школьных учебников.
Во-вторых, автоматизация обучения, вызванная введением в школьное обучение программированных учебников и машин, не превращает «конвенционального» преподавателя в фигуру второплановую, как это представляли максималисты. Оказалось, что на всех ступенях обучения программированное обучение без участия преподавателя не приносит хороших результатов. Полноценным «дидактическим средством» оно становится только в руках преподавателя, причем это должен быть преподаватель, хорошо подготовленный к использованию этого метода в различных дидактических ситуациях.
ЖДАНОВ Дмитрий Аркадьевич (1908-71) , российский анатом и морфолог, академик АМН СССР (1966). Труды по анатомии лимфатической системы человека и животных. Разработал рентгенографический метод исследования лимфатической системы. Внес вклад в создание единой анатомической номенклатуры. Государственная премия СССР (1946).
ЛАСКЕР-ШЮЛЕР (Lasker-Schueler) Эльза (1869-1945) , немецкая поэтесса, близкая к экспрессионизму. Скончалась в эмиграции в Палестине. Сборники стихов "Стикс" (1902), "Еврейские баллады" (1913), "Мой синий рояль" (1943). Пьеса "Я и я" (1945, поставлена в 1979).
НИЖНЯЯ ТУРА , город (с 1949) в Российской Федерации, Свердловская обл., на р. Тура. Железнодорожная станция. 26,7 тыс. жителей (1992). ГРЭС. Машиностроительный, электроаппаратный и другие заводы. Возник в 1766.