Феномен програмированного обучения Феномен програмированного обученияСтраница 19
Основным компонентом этой программы является так называемый проблемный блок (П), который требует от учащегося интенсивной интеллектуальной работы, например решения задачи с неполными данными, формулировки или проверки гипотезы, планирования эксперимента и т. п. В процессе такой работы учащийся должен выполнять различные умственные действия: обобщение, доказательство, объяснение (перевод) и проверку, — постоянно обогащая объем имеющихся знаний. Остальные компоненты блочной программы представлены блоками: информационным (И), тестово-информационным (ТИ), тестово-проблемным (ТП), коррекционно-информативным (КИ), коррекционно-проблемным (КП).
Согласно названию, блок И содержит определенный автором программы объем информации, причем эта информация может быть представлена как в программированной форме (линейной или разветвленной), так и в традиционной. Важно, чтобы информация была тщательно упорядочена в соответствии с определенным критерием, например с критерием причинно-следственных связей, и представлена в четко определенной системе понятий (Сi). Для этой цели пригоден матричный анализ.
Задача блока ТИ состоит в том, чтобы проверить степень овладения учащимся всеми областями понятий, которые используются в блоке И, и направить его в соответствии с полученными результатами к блоку П или к блоку КИ. К блоку /7 учащийся переходит только тогда, когда хорошо овладеет материалом, помещенным в блоке И. Если он не овладел тем или другим понятием из С1, С2, С3, С4, ., Сn, то ему следует перейти к соответ- ствующему корректирующему блоку, в рамках которого он пополнит свои знания в областях, которые этого требуют и которые были выявлены в результате теста в блоке ТИ.
Например, если учащийся не овладел только одним из понятий, содержащихся в блоке И, например С2, то в блоке КИ он будет иметь дело с корректировочным вариантом, относящимся исключительно к С2. В случае же недостаточного овладения понятиями С1 и С3, представленными в блоке И, он будет направлен через блок ТИ к корректирующим вариантам С1 и С3) в блоке К.И и т. п.
ФРИМЕР (франц . frimaire, от frimas - изморозь), 3-й месяц (21/23 ноября - 20/22 декабря) французского республиканского календаря (1793-1805).
ЗАНЗИБАР , город и порт в Танзании, на о. Занзибар, административный центр обл. Зап. Занзибар. 158 тыс. жителей (1988). Производство гвоздичного и кокосового масла, копры и их вывоз.
ХОЛЬБЕРГ (Holberg) Людвиг (1684-1754) , датский драматург, историк, философ. Крупный деятель скандинавского Просвещения. Комедии "Йеппе с горы" (1722), "Эразмус Монтанус" (1723), ироикомическая поэма "Педер Порс" (1719-20), сатира "Подземное странствие Николая Клима" (1741), басни.