Феномен програмированного обучения Феномен програмированного обученияСтраница 16
• Учащийся не может перейти к следующей рамке программы, пока хорошо не овладеет содержанием предыдущей. Это положение является общим для всех вариантов дидактического программирования, однако в смешанном программировании ему придается особое значение, поскольку авторы смешанных программ предвидят возможность не только индивидуальной, но и групповой работы с программированным текстом. Успех последнего по мнению авторов, еще более зависим от строгого соблюдения рассматриваемого положения, чем успех работы индивидуальной.
• Содержание отдельных рамок дифференцируется применительно к способностям, проявляемым учениками, а также к степени их продвинутости в учебе по данному предмету. С учетом этого положения смешанная программа ближе к разветвленной, в которой, как мы помним, индивидуализации подвержено и содержание, и темп учения.
• В смешанном программировании, как в линейном и разветвленном, действует принцип дифференциации трудности и прочности знаний, приобретаемых учащимися. В тех разновидностях смешанного программирования, которые мы называем блочным, противопоставляя их шеффилдскому программированию, особое внимание уделяется принципу оперативности знаний учащихся, а также объединению в обучении теории с практикой.
Структура смешанной программы в шеффилдском варианте графически изображена на рисунке 3.
Шеффилдская версия смешанной программы в отличие от программ, описанных выше, до настоящего времени не вызывала особых возражений. Причиной тому может оказаться тот факт, что эта программа сравнительно мало распространена и ее достоинства и недостатки еще не выявлены в ходе серьезных эмпирических исследований.
Рис. 3. Схема смешанной программы. М— информация (знания и основные умения); S-корректирующая информация, связанная с содержанием основной информации- R — коррек- тирующая информация, не связанная непосредственно с основной информацией; Т — вопросы, касающиеся содержания основной информации.
ДМИТРИЕВ Иван Петрович (р . 1915), российский актер, народный артист СССР (1980). С 1948 в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской, с 1973 в Российском театре драмы им. А. С. Пушкина (Санкт-Петербург). Снимался в кино.
ИМКА-ПРЕСС (YMCA-PRESS) , издательство русской книги, основано в 1921 в Праге, существовало в Берлине (1923), Париже (1925-40, с 1944). Среди изданий - работы русских философов, произведения М. А. Булгакова, А. П. Платонова, М. И. Цветаевой, А. И. Солженицына, мемуары Н. Я. Мандельштам, Л. К. Чуковской, репринтные издания.
"ЖИРНЫЙ НАРОД" ("жирные" пополаны) , распространенное в средневековой Италии наименование прослойки богатых горожан итальянских городов-коммун 13-15 вв.