Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностейСтраница 26
Примером наблюдения может служить изучение учащихся одного и того же классного коллектива на протяжении нескольких лет с целью определения воздействия на них известной методической системы.
Метод наблюдений с необходимостью сочетается с различными приемами фиксации результатов (дневник учителя, монографические характеристики испытуемых учащихся, контрольные "срезовые" работы на определенных этапах обучения).
Метод наблюдения может дополняться методом "срезов", который иногда выступает и в качестве самостоятельного метода. Метод "срезов" помогает исследователю раскрыть некоторые непосредственные зависимости и связи предшествующих качественных состояний с последующими, поэтому этот метод исследования вместе с наблюдением в известной мере дает возможность построить теоретическую модель процесса развития учащихся.
Неизбежная статичность "срезов" по сравнению с целенаправленным педагогическим наблюдением может быть преодолена при условии повторения. Целая серия "срезов", проведенных в решающие, переломные моменты наблюдения и фиксирующих эти моменты, уже в состоянии воспроизвести и динамику процесса развития.
Метод наблюдения создает представление о временной протяженности процесса развития, метод "срезов" фиксирует его критические моменты, а вместе оба эти метода отражают специфику объекта исследования - процесса обучения (и внутри него - процесса литературного развития).
Сам по себе метод "срезов" приобретает содержательность и направленность, когда он входит в процесс исследования, имеющего определенный предмет и критерии оценки результатов.
Необходимо учесть, что метод "срезов" (проводимых устно или письменно) включает в себя речь, выступающую здесь как необходимый элемент метода исследования. Получая в "срезовых" работах учащихся своего рода словесный отчет о ходе их восприятия, можно в извесной мере судить о ходе мысли испытуемых, о трудностях, ошибках, успехах самостоятельных поисков решения задачи.
В речи учащихся выражается их индивидуальный опыт, но, когда он соотносится с опытом писателя (автора читаемой книги), экспериментатор может судить о том, насколько адекватно восприятие, в чем именно оно "отстает" или уходит "в сторону" от авторской мысли.
ЦУКЕРМАН Вениамин Аронович (1913-93) , российский рентгенотехник, основатель отечественной импульсной рентгенографии. Автор первых работ по рентгенографическому исследованию явлений взрыва и детонации. Создатель оригинальной рентгенотехники. Ленинская премия (1960). Государственная премия СССР (1946, 1949, 1955, 1978).
АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ (1490-1537) , старицкий удельный князь, младший сын Ивана III. В 1537 поднял мятеж против Елены Глинской. Умер в заключении.АНДРЕЙ КАПЕЛЛАН, французский писатель 12 в. Проникнутый неоплатоническими мотивами трактат "О любви" (1184-86), повлиявший на лирику трубадуров, поэтов "сладостного нового стиля" (см. "Дольче стиль нуово"), Данте и Ф. Петрарки.
ЧАСТНАЯ ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ (специальная теория относительности) , см. Относительности теория.