Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Страница 26

Примером наблюдения может служить изучение учащихся одного и того же классного коллектива на протяжении нескольких лет с целью определения воздействия на них известной методической системы.

Метод наблюдений с необходимостью сочетается с различными приемами фиксации результатов (дневник учителя, монографические характеристики испытуемых учащихся, контрольные "срезовые" работы на определенных этапах обучения).

Метод наблюдения может дополняться методом "срезов", который иногда выступает и в качестве самостоятельного метода. Метод "срезов" помогает исследователю раскрыть некоторые непосредственные зависимости и связи предшествующих качественных состояний с последующими, поэтому этот метод исследования вместе с наблюдением в известной мере дает возможность построить теоретическую модель процесса развития учащихся.

Неизбежная статичность "срезов" по сравнению с целенаправленным педагогическим наблюдением может быть преодолена при условии повторения. Целая серия "срезов", проведенных в решающие, переломные моменты наблюдения и фиксирующих эти моменты, уже в состоянии воспроизвести и динамику процесса развития.

Метод наблюдения создает представление о временной протяженности процесса развития, метод "срезов" фиксирует его критические моменты, а вместе оба эти метода отражают специфику объекта исследования - процесса обучения (и внутри него - процесса литературного развития).

Сам по себе метод "срезов" приобретает содержательность и направленность, когда он входит в процесс исследования, имеющего определенный предмет и критерии оценки результатов.

Необходимо учесть, что метод "срезов" (проводимых устно или письменно) включает в себя речь, выступающую здесь как необходимый элемент метода исследования. Получая в "срезовых" работах учащихся своего рода словесный отчет о ходе их восприятия, можно в извесной мере судить о ходе мысли испытуемых, о трудностях, ошибках, успехах самостоятельных поисков решения задачи.

В речи учащихся выражается их индивидуальный опыт, но, когда он соотносится с опытом писателя (автора читаемой книги), экспериментатор может судить о том, насколько адекватно восприятие, в чем именно оно "отстает" или уходит "в сторону" от авторской мысли.

Страницы: 22 23 24 25 26 27 28 29 30

ХИРОСАКИ , город в Японии, на севере о. Хонсю. 175 тыс. жителей (1992). Лесопромышленный центр. Ремесла. Университет.

ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ УНИЯ 1608 , см. Протестантская уния 1608.

ЛЕМБЕРГС (Lehmbergs) Александрс (1921-85) , латышский артист балета, балетмейстер, педагог, народный артист СССР (1982). В 1940-41 и с 1943 в Латвийском театре оперы и балета, с 1968 главный балетмейстер.