Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Страница 28

В описанном опыте не учитывался такой важный элемент педагогического процесса, как методы обучения, конкретная методическая система изучения учебного материала. Этот элемент был включен в опыт, когда с помощью метода "срезов" выявлялся характер сдвигов в художественном восприятии, происшедших под воздействием обучения. Например, стремясь определить характер изменений в восприятии лирики Маяковского, происшедших в результате ее изучения в классе, был проведен первый "срез" до изучения, а второй после него. В определении объема и характера изменений в восприятии участвовали не только учебный материал (стихотворения В.Маяковского) и ученики с возрастными, типологическими и индивидуальными особенностями восприятия лирической поэзии, но и как определяющий момент методический вариант анализа лирики в выпускном классе. Результаты "срезовых" работ изучались с учетом взаимодействия этих основных трех моментов процесса обучения, таким образом был реализован собственно методический подход к методам исследования литературного развития учащихся в процессе обучения.

При таком подходе метод "срезов" приобретал содержательность и направленность, входя в систему обучающего эксперимента как один из самых важных методов исследования процессов обучения и развития учащихся.

"Срезы", проведенные в связи экспериментальной проверкой критериев и определением возрастных ступеней в литературном развитии старших школьников на материале лирических стихотворений и рассказа К.Г.Паустовского, показали результат непосредственного читательского восприятия нового, не изучавшегося в классе текста. Именно такой подход был необходим при определении самостоятельного читательского прочтения и осмысления литературного произведения, так как уровень актуального развития читателя проявляется прежде всего в глубине и самостоятельности чтения.

"Срезы", осуществленные в связи с изучением характера сдвигов в читательском восприятии под воздействием обучения, отражают известные этапы процесса становления читателя-школьника, помогают раскрыть роль теоретических и историко-литературных знаний в углублении читательского восприятия тех произведений, которые читались и анализировались в классе .

В данном случае "срезы", проведенные до изучения указанных литературных произведений, дают картину непосредственного читательского восприятия, а "срезы", проведенные после изучения, показывают новый результат, полученный в процессе школьного анализа и усвоения знаний, и дают возможность определить объем и характер изменения восприятия (сдвига).

Метод "срезов", таким образом, фиксирует два различных, но органически связанных этапа в становлении читателя-ученика. Изучение литературного произведения, самостоятельная работа над текстом, усвоение и применение теоретических знаний - это прямой путь, как показывает вся практика обучения, к углублению непосредственного читательского восприятия, следовательно, стимул литературного развития.

Страницы: 24 25 26 27 28 29 30 31 32

ОТДЕЛИТЕЛЬ , электрический аппарат (узел выключателя) для автоматического отключения отдельных участков электрической сети высокого напряжения при отсутствии в них тока. Время отключения не превышает 0,1 с.

АВТОТИПИЯ (от авто ... и греч. typos - отпечаток, форма), 1) фотомеханический процесс изготовления печатных форм с рельефными печатающими элементами. Применяется для воспроизведения полутоновых изображений (фотоснимки, акварельные рисунки и т. п.) средствами высокой печати. 2) Оттиск с растрового (см. Растр) клише.

ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫЙ БАНК США (Export-Import Bank of the United States) , государственный банк США по кредитованию экспортно-импортных операций страны. Предоставляет кредиты и гарантии преимущественно на срок от 5 лет и выше. Основан в 1934. Капитал 1 млрд. долл., основные источники ресурсов - средства денежного рынка США и долгосрочные займы казначейства. Ежегодный объем кредитов и гарантий устанавливается конгрессом США.