Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Страница 24

В дальнейшем в старших классах процессы образного и понятийного обобщений взаимодействуют иначе, но заметные пережитки их конфликта проявляются, в частности, в случаях прямой логической подстановки понятия под художественный образ. Все эти явления, берущие начало в читательском восприятии младших подростков, выявляют и подтверждают наблюдаемую эмпирическим путем закономерность некоторого отставания литературного развития от процесса развития общего речевого мышления. Объясняется это тем, что активно развивающиеся у детей именно в этом возрасте понятийные обобщения заслоняют, а может быть, и просто вытесняют из восприятия предметные значения слов. Это явление находит подтверждение еще в том, что дети (особенно развитые) очень охотно выражают смысл некоторых слов через подстановку уже готовой формулы пословиц: "Без труда не вынешь рыбку из пруда", "Кто не работает, тот не ест", "Что посеешь, то и пожнешь", совершая тем самым операцию переноса понятия.

Понятия, так интенсивно образующиеся у школьников этого возраста, тормозят и часто подавляют чувственные образы тех предметов, к которым они относятся. В индивидуальном развитии ребенка происходит примерно тот же процесс, который в гигантских масштабах воспроизводится всей историей языка, когда с развитием абстрактного мышления людей понятие подавляет в слове его первоначальное, образное (предметное) содержание, образ стирается, и нужны специальные усилия, чтобы его пробудить к жизни и сделать доступным восприятию читателя.

Диалектика предметной соотнесенности и обобщенного значения в слове на этой ступени развития школьника еще не установилась, гибкость восприятия слова в богатстве взаимодействий его древнего конкретного содержания и абстрактного значения еще не сформировалась. Отсюда явная неустойчивость восприятия словесно-художественного образа. С одной стороны, заметны уклонения в направлении понятийного обобщения на основе развивающихся значений слов, с другой стороны, еще сильно ощутимые пережитки мышления в комплексах.

Страницы: 20 21 22 23 24 25 26 27 28

АНДОРРА (каталан ., исп. Andorra, франц. Andorre), Княжество Андорра (каталан. Principat d'Andorra, исп. Principado de'Andorra, франц. Principaute d'Andorre), государство на юго-западе Европы, в Вост. Пиренеях, в долине р. Валира (басс. р. Эбро). 468 км2. Население 61,9 тыс. человек (1993), в т. ч. 11 тыс. андорцев. Официальный язык - каталанский. Верующие - католики. Административно-территориальное деление: 7 общин. Столица - Андорра-ла-Велья. Главы государства - президент Франции и епископ Урхельский. Законодательный орган - Генеральный совет. Впервые название Андорра упоминается в 805 в документах Урхельского епископства (Испания). С 1278 Андорра была под совместным управлением Франции и епископа испанского г. Сео-де-Урхель. В 1993 принята первая конституция Андорры, провозгласившая Андорру суверенным государством. Основа экономики - обслуживание иностранных туристов (св. 10 млн. человек ежегодно). Международный финансовый центр. Предприятия пищевкусовой, легкой промышленности. Пастбищное животноводство, главным образом овцеводство. Французская и испанская валюта.

ОЛДРИДЖ (Aldridge) Айра Фредерик (ок . 1805-67), афроамериканский актер. В 1850-х гг. гастролировал во многих европейских странах (в т. ч. в России), покинув США и Великобританию из-за преследований расистов. Прославился исполнением шекспировских ролей (Отелло и др.).

ЛИПОВЕЦКИЙ Марк Наумович (р . 1964), российский критик, литературовед, доктор филологических наук (1996). Основная сфера интересов: литература советского периода, современный литературный процесс, русский постмодернизм. Книги: "Свободы черная работа" (1991), "Поэтика литературной сказки" (1992).