Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Страница 20

Подлинные (глубинные) причинные связи еще не доступны самостоятельному восприятию ребенка, и он видит зависимость причины и следствия в поверхностных, заметных "на глаз" связях там, где явления, факты, предметы реального мира действительно связаны временем или местом (но не причинными связями!). Эта "бессвязная связность" дает себя знать иногда и у первоклассника, проявляясь в восприятии художественных произведений (сказок, маленьких рассказов). В недрах детского синкретизма и субъективизма (детская способность "обосновать" все во что бы то ни стало) уже зарождается новая ступень обобщения, свойственного старшим дошкольникам и младшим школьникам. Младший школьный возраст тоже не однороден, внутри его происходит интенсивное движение в сторону более высоких ступеней обобщения. Исследования Ж.И.Шиф, проведенное под руководством Л.С.Выготского, показывает это явственно обозначившееся движение в области формирования обществоведческих понятий.

В условиях обучения во 2 классе учащимся свойственно обобщение комплексного типа, а в 4 классе "явно намечиваются переходы к новым, более высоким типам обобщения - к развернутому предпонятийному обобщению".

В подростковом возрасте (тоже с учетом постепенного восхождения к более высоким видам обобщения) сначала утверждается такой вид обобщения, который Л.С.Выготский назвал предпонятием, а затем начинается период собственного понятия, когда обобщение производится на основе анализа внутренних качеств познаваемого объекта, его сущностных связей.

Возраст ранней юности с этой точки зрения - возраст развитого в достаточной мере понятийного мышления, когда старшим школьникам доступны теоретические обобщения и научное мышление как таковое (в отличие от эмпирического).

Роль слова в процессе умственного развития ребенка-подростка-юноши огромно. По существу, само развитие мышления протекает в форме речевого мышления. По мере накопления опыта, приобретение знаний о действительности, сформированности умственных операций постепенно "созревает" и значение усвоенного еще в детстве слова.

Л.С.Выготский на основании специальных исследований доказывает, что путь слова с момента его усвоения ребенком долог и сложен. Внутреннее развитие его значения приводит к "созреванию" самого слова, вбирающего в себя все более и более широкие сферы опыта ребенка, открывающего новые и глубинные связи вещей и явлений действительности.

Всякое слово наряду с обобщенным значением хранит в себе свое предметное содержание, оно выступает одновременно (вне контекста) как обозначение вполне определенного предмета или как понятие, обозначающее категорию однородных предметов. Слово диалектично по своей природе. Ребенок в процессе своего развития постигает эту диалектику постепенно, восходя от конкретного (предметная отнесенность слова) к абстрактному (понятие).

Страницы: 16 17 18 19 20 21 22 23 24

ЕВСТРАТИЙ Севастийский (ум . нач. 4 в.), христианский мученик, военачальник в Саталионе. Пострадал в Севастии Армянской в гонение императора Диоклетиана. Память в Православной церкви 13 (26) декабря.

ТРИАЛЕТСКИЙ ХРЕБЕТ , в системе М. Кавказа, на правобережье Куры, в Грузии. Длина ок. 150 км, высота до 2850 м.

ЩЕПКИН Михаил Семенович (1788-1863) , российский актер. Реформатор русского театра. До 1822 крепостной, играл в крепостном театре. С 1805 на провинциальной, с 1823 на московской сцене (с 1824 в Малом театре). Утверждал просветительное значение театра, требовал подчинения всего творческого процесса общей идее, разрабатывал принципы искусства перевоплощения. Друг А. И. Герцена, Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского, Т. Г. Шевченко, он во многом определял идейные и художественные позиции Малого театра. Лучшие роли в произведениях сатирической направленности (Фамусов - "Горе от ума" А. С. Грибоедова; Городничий - "Ревизор" Н. В. Гоголя), а также образы "униженных и оскорбленных" (Муромский - "Свадьба Кречинского" А. С. Сухово-Кобылина; Кузовкин - "Нахлебник" И. С. Тургенева).