Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Страница 22

При этом очень важно подчеркнуть, что слово в художественной литературе редко выступает как понятие. Слово в художественном образе как бы раскрывает свою предметную сущность.

Художник переживает "муки слова" именно потому, что ищет те единственные слова и их сочетания, которые наиболее вещественно, свежо, непосредственно заставляют читателя воспринимать и переживать условный мир литературного произведения как мир действительный.

Но связи и сочетания конкретных слов порождают высокое художественное обобщение. Словесные "цепи" художественного текста скреплены не привычными отношениями общности, которые возникают между понятиями, образуя систему понятий. В научном тексте за словом стоит понятие, освобожденное от предметности и связанное с конкретными вещами объективного мира через абстракцию и обобщение. Основная энергия, двигающая развитие мысли в научном тексте, - энергия понятийного обобщения. Это не исключает того, что в научном тексте можно встретить и слова с предельно конкретным значением, и образы, помогающие ученому развивать и иллюстрировать научную идею. Речь в данном случае идет об основном признаке, определяющем своеобразие научной речи.

В художественном тексте за словом стоят реалии непосредственного бытия, конкретные "вещи". И здесь следует заметить, что это только основная тенденция, определяющая специфику художественной речи. В художественном тексте можно встретить массу абстрактных, обобщенных слов (например, в философских отступлениях, лирических раздумьях, в афоризмах).

Как вырастает образное обобщение, если слова в художественном тексте остаются конкретными? Эту зависимость конкретного образного слова и художественного обобщения раскрыл Г.О.Винокур. Он считает, что слова в художественном тексте, выступающие в своем конкретном содержании, являются формой выражения более далекого и более широкого словесного содержания, то есть художественного обобщения, которое не имеет своей собственной звуковой формы и пользуется вместо нее формой другого, буквально понимаемого содержания. "Таким образом, формой здесь служит содержание. Одно содержание, выражающееся в звуковой форме, служит формой другого содержания, не имеющего особого звукового выражения".

Слово в художественном образе мобилизует свои "тайные силы", все богатство своего конкретного содержания для образования нового, надсловесного содержания, которого в нем не было, когда оно было обычной лексической единицей. Возникновение этого нового, "более далекого" и "более широкого" содержания, то есть образного обобщения, происходит в результате изображения (а не простого называния) объекта. В читательском восприятии возникает живое представление о мире. Писатель доверяет читательскому восприятию, его способности на основе опорных образов, отдельных художественных деталей воссоздавать полную картину жизни, изображенной в произведении. Если при этом учесть, что так называемые детали - это результат огромной работы художника ( по выражению своего отношения к жизни, по отбору, типизации и оценке явлений действительности), то можно сказать, что возникшая в восприятии читателя картина - это уже художественное обобщение.

Страницы: 18 19 20 21 22 23 24 25 26

ЖИЛЬЕРОН (Gillieron) Жюль (1854-1926) , швейцарский языковед. Труды по диалектологии и лингвистической географии. Выпускал (совместно с Э. Эдмоном) лингвистический атлас Франции.

ЖУАНДО (Jouhandeau) Марсель (1888-1979) , французский прозаик. Автор романов "Юность Теофиля" (1921), "Брак господина Годо" (1933), автобиографических произведений "Опыт о самом себе" (1946), "Размышления о старости и смерти" (1956), "Бревиарий, портрет Дон Жуана" (опубликовано в 1981).

ИЧУНЬ , город на северо-востоке Китая, пров. Хэйлунцзян. 796 тыс. жителей (1992). Лесозаготовительный центр. Деревообрабатывающая, химическая промышленность.