Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Страница 23

Слова с их ярко выявленным конкретным содержанием в образе как бы "высвечивают" друг друга, взаимно обнаруживают свою связь с реальным миром и от этого становятся могучим средством создания читательских представлений, так как, сопрягаясь, рождают новое, обобщенное образное содержание.

Из всего сказанного вытекает вывод о необходимости учить детей читать художественную книгу, специально развивать у них способность мыслить словесно-художественными образами, то есть овладевать родным языком в его эстетической функции.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В СВЯЗИ С ФОРМИРОВАНИЕМ СЛОВЕСНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБОБЩЕНИЯ НА ОСНОВНЫХ ВОЗРАСТНЫХ СТУПЕНЯХ

Развитие речи школьника на занятиях по литературе - это специфический процесс. Главная его особенность заключается в том, что он органически входит в литературное развитие, является его необходимым компонентом. Если литературное развитие школьников понимается как формирование способности мыслить словесно-художественными образами, то овладение поэтической речью - основное условие успешности развития этой способности, необходимой каждому читающему человеку.

Главным критерием литературного развития является степень проникновения читателя в словесно-художественное обобщение, то есть полнота и адекватность обобщения, которое складывается у читателя в процессе восприятия литературного произведения.

Для того чтобы глубоко понять словесно-художественное произведение, школьник должен опираться на свой жизненный опыт, на свое понимание мира, то есть на те завоевания общего умственного и речевого развития, которыми он владеет, достигнув определенной возрастной ступени. Не учитывать связи развития речи на уроках литературы с общим развитием мышления нельзя.

Младшие подростки в своих ответах показывают значительно более высокий уровень обобщения, чем младшие школьники, у них исчезли внеконтекстные связи, они понимают смысловое содержание текста, его конфликт; в массе своей учащиеся 6 класса правильно раскрывают смысл слов. Речь может идти лишь об известном ограничении уровня читательского словесно-образного обобщения, которое во многом связано и взаимодействует с общим речевым развитием младших подростков.

Анализируя взаимодействие процесса общего речевого мышления и процесса литературного развития, надо отметить, что на этом уровне (младшие подростки, 4 класс) интересно проявляется прямая подстановка социологического конфликта под конфликт художественный. Дети в 4 классе знакомятся с основными обществоведческими понятиями, в частности с классовыми отношениями и конфликтами. Формирующиеся научные понятия подавляют еще незрелое, неустойчивое, диффузное словесно-художественное обобщение. Отношения образного и понятийного обобщений здесь приобретают конфликтный характер, и образное обобщение "под натиском" понятийного разрушается.

Страницы: 19 20 21 22 23 24 25 26 27

ЗНАМЯ ПОБЕДЫ , Красное Знамя, водруженное 30.4.1945 разведчиками из 150-й стрелковой дивизии М. А. Егоровым и М. В. Кантария над рейхстагом в Берлине; символ победы советских войск над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-45. Хранится в Центральном музее Вооруженных Сил.

ЭПИТАЛАМА (от греч . epithalamios - свадебный), стихотворение или песня в честь свадьбы, получившие литературное оформление в античной поэзии в 8-6 вв. до н. э. Эпиталамы сочинялись композиторами 19-20 вв. (Ф. Лист, А. Г. Рубинштейн и др.).

ЭЛЬ-ТЕНЬЕНТЕ (El Teniente) , медное месторождение в Чили. Разрабатывается с 1904. По происхождению гидротермальное медно-порфировое с молибденом. Подтвержденные запасы 26 млн. т со средним содержанием Cu в руде 1,04%, Мо 0,024%.