Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Страница 29

"Логические категории, понятия, определения суть моменты познания художественного образа; они выделяются, фиксируют главное, существенное, закономерное в нем и тем самым дополняют наши представления о произведении по сравнению с его непосредственным конкретно-чувственным восприятием", - пишет А.С.Бушмин.

Школьный анализ литературного произведения направлен на создание научно-концептуального подхода к произведению у читателя-школьника. С помощью "срезов", проведенных до анализа и после него, можно выявить различные этапы одного сложного процесса углубления и совершенствования читательского восприятия, а через него и самого литературного развития.

Изучение литературных способностей осуществляется разнообразными методами. Среди них важное место занимает анализ продуктов творческой деятельности (стихов, рассказов, сочинений), являющихся материалом, на основании которого можно судить о творческих возможностях того или иного лица, об особенностях того или иного дарования. Большое внимание в психологической литературе уделено также методу анализ процесса творческой деятельности. Являясь весьма эффективным, этот метод требует длительного и кропотливого исследования. Частным вариантом этого метода является метод "срезов", который состоит в сравнительном анализе последовательных этапов творческой деятельности и последовательных вариантов того продукта творчества, над которым ведется работа. Также большое место занимает экспериментальное изучение литературных способностей. Для учителей и руководителей литературных кружков большое практическое значение имеет метод анализа разного рода сочинений. Этот метод весьма прост и дает возможность быстро ориентироваться в группе учащихся, проанализировать сочинения более способных и менее способных учащихся с целью выяснения основных компонентов литературных способностей.

КРИТЕРИИ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ

Психологи, говоря о различных типах художественного восприятия или о многочисленных компонентах литературных способностей, имеют в виду индивидуальные способности воображения, памяти, мышления, индивидуальную структуру литературных способностей, зависящую от наличия и степени развитости тех или иных компонентов. Таким образом, структура специальных способностей складывается как индивидуальное сочетание определенных психических свойств. Эта структура во всех своих типологических и индивидуальных вариантах вырастает на основе общей способности мыслить словесно-художественными образами.

Страницы: 25 26 27 28 29 30 31 32 33

ХАЛЬКОПИРИТ (медный колчедан) , минерал класса сульфидов, CuFeS2. Примеси Se, Zn, Tl, Ag, Au и др. Латунно-желтые зернистые массы, реже кристаллы или почковидные агрегаты. Твердость 3,5-4; плотность 4,1-4,3 г/см3. Самый распространенный медный минерал. По происхождению магматический, контактово-метасоматический, чаще всего гидротермальный. Важнейшая руда меди.

ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО , отрасль народного хозяйства, занимающаяся учетом, планированием и управлением комплексного использования, регулированием водных ресурсов, охраной вод от загрязнения и истощения, транспортировкой их к месту назначения (потребления).

ЕКАТЕРИНА МЕДИЧИ (Catherine de Medicis) (1519-89) , французская королева с 1547, жена Генриха II. В значительной мере определяла государственную политику в период правления сыновей: Франциска II (1559-60), Карла IX (1560-1574), Генриха III (1574-89). Одна из организаторов Варфоломеевской ночи.