Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Страница 30

Развитие этой способности у школьников полностью зависит от овладения речью, так же как и развитие понятийного мышления.

Необходимость изучать прежде всего общую способность читающего человека мыслить словесно-художественными образами обусловлено пониманием чтения и восприятия как глубокого творческого процесса.

Художественное восприятие, рассматриваемое как особая форма творческой деятельности, не тождественно творчеству художника, но сопрягается с ним, так как в ходе него формируется "вторичный" художественный образ. Это воссоздание обусловлено, с одной стороны, воспринимаемым произведением искусства, с другой - особенностями жизненного и собственно-художественного опыта воспринимающего.

Такой подход к анализу результатов читательского восприятия ставит его изучение в прямую зависимость от выявления специфики воспринимаемого художественного содержания и возрастных особенностей художественного опыта, уровня литературного развития юных читателей.

Многоуровневая структура литературного произведения как художественного единства является естественной основой для изучения уровней читательского восприятия вообще и читательского восприятия школьников в частности.

К определению уровней, или слоев, словесно-поэтического произведения подходы еще не определились окончательно, но исследователи видят взаимодействие различных содержательных и формальных уровней в литературном произведении: ритмика звукового, лексико-семантического, интонационно-синтаксического, сюжетно-тематического, идейно-эмоционального.

Подход к многоуровневой (или многослойной) структуре художественного содержания с гносеологической точки зрения дает возможность осмыслить основные уровни этой структуры как различные отношения писателя к предмету художественного познания.

Л.И.Тимофеев указывает на тесное взаимодействие всех сторон (или уровней) содержание художественного творчества, говоря об объективном, субъективно-идейном и непосредственном содержании, имея в виду прежде всего отношения писателя к деятельности. Через эти отношения, однако, просвечивают и познавательные возможности читателя, и его культурно-художественная, социально-психологическая и возрастная ориентация.

"Воспринимая непосредственное содержание художественного произведения как яркий и увлекательный факт человеческой жизни, мы не полно его осмыслим, если не уловим в нем идейной оценки его самим писателем. Но, в свою очередь, правильно понять эту оценку мы можем, только соотнеся ее и с общими историческими причинами, вызвавшими ее к жизни, и с тем конкретным индивидуальным следствием этих причин, которое выражено в непосредственном содержании произведения".

Страницы: 26 27 28 29 30 31 32 33 34

ШТАТ , в ряде государств (США, Мексика и др.) наименование государственной территориальной единицы, входящей в федерацию.

АНАМОРФОЗА (греч . аna - на, сверх и morfe - форма), эффект наложения одного изобразительного мотива на другой, их зрительного слияния, напр., морской волны и рисунка камня, человеческого тела и древесного ствола. Характерен как для природы, так и для искусства (был особенно популярен в маньеризме и сюрреализме).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК БОЛГАРИИ , см. Болгарский народный банк.