Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)
Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)
Страница 57

Другое задание по отработки величины букв и расстояния между ними было предложено В.А. Илюхиной: написание прямой наклонной линии. Причем линии должны располагаться строго на одинаковом расстоянии друг от друга и быть одинаковой высоты (см. Глава 2, п.5).

Таким образом отрабатывается высота строчной и заглавной букв и расстояние между буквами.

3) Задания на отработку умения делить линию на две-три равных части. Это умение помогает при написании таких букв, как , , , , , - особенно, а при соединении всех букв абсолютно необходимо уметь находить эти части.

4) Для отработки способа соединения был взят алгоритм отработки соединений букв Н.Г. Агарковой, которая выделяет 3 вида соединений: верхнее, нижнее и среднеплавное (см. Глава 2, п.5).

5) Также учащимся были предложены задания на индивидуальных карточках (см. Приложение 12). Оно было заключительным.

Они были использованы для исправления всех недостатков письма у этих учащихся. Сначала учащимся предложили написать в воздухе задание с карточки – прием воображаемого письма (см. Глава 2, п.3). Затем обвести образец через кальку – копировальный способ (см. Глава 2, п.3), сделать анализ формы буквы (см. Глава 2, п.3), то есть разложить ее на составляющие, зрительновыделяемые элементы, составить из них букву. Потом учитель показывает, как правильно пишется буква и ее соединение с другими буквами – этот прием, прием показа учителем процесса письма и объяснения способов написания букв, слогов, и так далее, является главным, основным, определяющим (см. Глава 2, п.3). Все ученики видят и запоминают процесс правильного написания, затем ученик списывает с образца учителя на доске или с индивидуальной карточки. Списывание учащимися с готового образца – это еще один методический прием, использованный для проведения эксперимента.

В течение выполнения всех заданий учащимся напоминалось о правильной посадке, о положении тетради, ручки в руке и так далее. Таким образом контролировалось соблюдение гигиенических правил письма.

После проведения индивидуальной систематической работы с учащимися был сделан контрольный срез с учащимися всего класса и с учащимися, участвующими в эксперименте. Из контрольного среза видна разница между учащимися – участниками эксперимента и остальными учащимися класса. Работы экспериментуемых резко отличались от работ остальных учащихся: у них практически отсутствовали каллиграфические ошибки (см. Глава 2, п.4). Также было выявлено, что недостатки их формирующихся почерков исправились:

1) Аешин К.: научился писать букву «К» без искажений, высота надстрочных элементов стала одинаковой;

2) Иванов П.: правильно стал писать нижние соединения;

3) Рослякова Н.: красиво пишет нижние петли строчных букв «у», «д», «з»;

4) Ударцева С.: лучше стала писать буквы округлой формы «о», «с», «ф», «а»;

5) Бабурин П.: научился разграничивать высоту заглавных и строчных букв.

Таким образом, из проведенной работы видно, что при индивидуальной систематической работе с учащимися учитель может не только сформировать каллиграфический навык, но и на ранних этапах предупредить и исправить недостатки в их письме, опираясь на разработанные современные эффективные методики обучения письму. Но современному учителю для достижения наилучших результатов необходимо владеть как можно большим количеством методик обучения каллиграфии, комбинировать их в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка своего класса.

Страницы: 53 54 55 56 57 58 59 60 61

МАННИТ , НОСН2(СНОН)4СН2ОН, бесцветные кристаллы сладкого вкуса, tпл 168 °С. Маннит содержится в манне, морских водорослях, грибах; сырье в производстве поверхностно-активных веществ, компонент косметических средств.

ДЮМОРЬЕ (Du Maurier) Дафна (1907-89) , английская писательница. Внучка писателя и художника-карикатуриста Дж. Дюморье. Ее повести "Гостиница "Ямайка" (1936), "Ребекка" (1938) и новелла "Птицы" были экранизированы А. Хичкоком.

УСАТОВА Нина Николаевна (р . 1951), российская актриса, народная артистка России (1994). Работает в Большом драматическом театре им. Г. А. Товстоногова (Санкт-Петербург). Актриса, воплотившая в себе дух русской национальной актерской школы, создавшая на сцене и на экране многочисленные образы простых женщин. Снималась в фильмах: "Мой друг Иван Лапшин" А. Г. Германа, "Небывальщина" С. М. Овчарова, "Фонтан" Ю. Б. Мамина и др. Крупным достижением Усатовой стала роль матери в фильме В. И. Хотиненко "Мусульманин" (1995).