Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)
Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)
Страница 53

На первоначальном этапе овладения письмом, когда дети умеют писать весьма ограниченное число букв, рекомендуется использовать вписывание букв в графическую модель заданного слова, имитируя процесс его целостного воспроизведения.

Таким образом, в тетрадях-прописях даны логически упражнения, при выполнении которых дети учатся анализировать, сравнивать, объединять буквы на основе выделения в них общих и отличительных признаков. Такие задания способствуют повторению и систематизации изученного графического материала и одновременно развивают мышление ребенка.

Отдельно выделяется в программе Д.В. Эльконина каллиграфия.

Подготовительный период 30 часов.

Формирование умения правильно сидеть за партой и пользоваться письменными принадлежностями (держать ручку, наклонно располагать тетрадь на столе во время письма). Знакомство с основными элементами графической системы и отработка их начертания. Знакомство с направлениями руки во время письма (сверху вниз, снизу вверх, слева на право, справа на лево). Формирование понятия о прямой (горизонтальной, вертикальной, наклонной) и полуовальной линиях, умения ориентироваться на пространстве листа (в тетради-прописи) и на пространстве классной доски. Развитие мелких движений руки при копировании и штриховке рисунков-бордюров (см. Приложения 7, 8).

Основной период – 88 часов.

Формирование четко дифференцированных зрительно-двигательных образцов всех письменных букв (работа по усвоению письменной буквы включает в себя анализ, конструирование, реконструирование, сравнение буквы с другими буквенными знаками).

Освоение стабильного, одновариантного начертания букв и установленных способов их соединений. Отработка безотрывного начертания букв и буквенных комплексов в два знака, где реализуется средне-плавное соединение. Автоматизация действия письма. Умение при письме устойчиво удерживать угол наклона, ширину и высоту воспроизводимых букв. Формирование приема аналитического восприятия как отдельных буквенных знаков, так и их комплексов.

Звукобуквенный анализ слов и предложений с последующей их записью в тетради-прописи.

Заключительный период – 22 часа.

Повторение и отработка начертания тех букв и сочетаний, которые наиболее трудны для 6-и летних учеников каждого конкретного класса. Выполнение логических упражнений на группировку букв по общности того или иного графического элемента.

Обучение русскому языку, а значит и каллиграфии, во II и последующих классах 4-х летней начальной школы рекомендуется проводить по программе В.В. Репкина, в основу которой положены идеи и методические рекомендации Д.Б. Эльконина. Близость психолого-педагогических и лингвистических оснований курса, разработанного группой В.В. Репкина, и «Букваря» Д.Б. Эльконина открывает возможность в поной мере использовать результаты развивающего обучения, достигнутые к концу I класса, в дальнейшей работе с детьми.

Страницы: 49 50 51 52 53 54 55 56 57

ВАТМАН , бумага для черчения тушью и рисования (шероховатая поверхность, большое сопротивление истиранию) ручного отлива из тряпичной массы. Назван по имени английского промышленника 18 в. Дж. Ватмана (Уотмен; J. Whatman).

ШОРЫ , см. Соры.

РАКОЦИ ФЕРЕНЦ II (Rakoczi Ferenc) (1676-1735) , руководитель антигабсбургской освободительной войны 1703-11 венгерского народа. С 1704 князь Трансильвании. Создал регулярную армию, установил (1707) связи с Россией. Отказался признать Сатмарский мир 1711, эмигрировал.