Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации) Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)Страница 59
3) Совершенствование содержания используемого материала: а) увеличение заданий, требующих интеллектуальных операций, направленных на развитие абстрактного мышления учащихся; б) использование ситуаций, взятых из повседневной жизни ребенка;
4) система контроля и оценки умения и навыков учащихся в процессе формирования графического навыка: а) отказ от выставления отрицательных оценок; б) тщательное разграничение ошибок и применение различных приемов для их преодоления; в) использование различных форм оценок (отметка, поощрение, слово учителя и так далее); г) формирование навыков самоконтроля; д) использование дифференцирующих заданий; е) использование творческих заданий;
5) изменение и совершенствование характера содержания и форм проверки домашнего задания: а) использование учебника; б) усиление элемента творчества; в) разнообразные формы проверки: взаимопроверка, проверка с использованием ТСО, использование дидактических карточек и так далее.
Руководителю методического объединения и завучу по начальным классам рекомендуем усилить организацию внутришкольной методической работы по проблеме и контроль за ходом ее реализации в практике. С этой целью:
- провести на МО анализ содержания работы за истекшие годы и включить вопросы, снимающие эти недостатки;
- создать внутришкольную методическую копилку по усовершенствованию усвоения каллиграфических умений и навыков;
- создать библиографию по проблеме;
- внедрять новации, существующие в методике, с учетом особенностей школы;
- систематически анализировать работу и подводить итоги по данному вопросу на МО.
Для улучшения психолого-педагогической подготовки практикующих учителей, содержательно-процессуальной, методической стороны их деятельности по оптимизации формирования каллиграфических навыков рекомендуется организаторам пост вузовского повышения профессионального мастерства педагогов наладить систему повышения квалификации учителей начальных классов, включающих в себя организацию разнообразных мероприятий, к числу которых относятся подготовка методических, дидактических пособий учебно-методической литературы, публикаций в педагогической печати по опыту работы, а также проведение семинаров и научно-практических конференций с рассмотрением вопросов теории и практики по данной проблеме, обобщением опыта работы учителей. Профессиональную подготовку следует начать с момента обучения будущего учителя, например, посредством проведения спецкурса: «Оптимизация формирования каллиграфических умений и навыков в начальных классах как психолого-педагогическая и методическая проблемы».
Анализируя программы и прописи, можно сделать вывод, что весь курс формирования графических навыков можно разделить на 3 этапа:
I этап: подготовительный (элементный);
II этап: основной (буквенный);
III этап: заключительный (послебуквенный).
Характеристики каждого из этапов работы изложены выше (см. Глава 3, п.1).
ЩЕГОЛЕВ Вячеслав Иванович (р . 1940), российский спортсмен (международные шашки), международный гроссмейстер (1960), заслуженный мастер спорта (1964). Неоднократный чемпион мира (1960-1961, 1964-65), СССР (1959, 1963-64, 1976).
ОТКУП , исключительное право, предоставлявшееся государством за определенную плату частным лицам (откупщикам), на сбор каких-либо налогов, продажу определенных видов товаров (соль, вино и др.). Отменено в России в 1863.
МИЙО (Milhaud) Дариюс (1892-1974) , французский композитор, дирижер, музыкальный критик. Участник "Шестерки", деятель Народной музыкальной федерации. Оперы "Бедный матрос" (1926), "Христофор Колумб" (1928), балеты "Бык на крыше" (1919), "Голубой экспресс" (1924), кантата "Огненный замок" (1954, памяти жертв фашистских лагерей), симфонии и др. Выступал как дирижер (в СССР в 1926). Профессор Парижской консерватории (1945-62).