Формирование личности в среднем школьном возрасте
Формирование личности в среднем школьном возрасте
Страница 5

Воспринятый или созданный ребенком идеал человека, которому он хочет подражать и черты которого ребенок стремится в себе воспитать, означает вместе с тем и наличие у него постоянно действующего нравственного мо­тива. А это в свете данных, полученных в наших исследо­ваниях, в частности и в только что изложенном исследо­вании Е. С. Махлах, является важнейшим условием фор­мирования моральной устойчивости личности подростка.

Наблюдения и психологический анализ воспитатель­ного процесса показывают, что возникновение у подрост­ка положительных нравственных идеалов является необ­ходимым, а может быть даже и решающим условием вос­питания вообще. И, наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает серьезные препятствия воспита­нию, так как в этих случаях требования взрослых не бу­дут приниматься подростками, 'поскольку они расходятся с его собственными требованиями к себе, основанными на имеющемся у него идеале.

Несмотря на такое большое значение идеалов в раз­витии личности школьника, вопросу их активного форми­рования в педагогике не придается, как нам кажется, должного значения. Недостаточно исследуется процесс формирования идеалов и в психологии. Тем не менее за последние годы появилось несколько психологических работ, которые позволяют не только уточнить значение идеала, но и понять некоторые возрастные особенности усвоения идеала и его функции в психическом развитии ребенка.

Идеалы школьника среднего возраста, так же как и младшего, представлены, как правило, в облике конкрет­ного человека. Однако, в отличие от младших школьни­ков, подростки редко находят воплощение своих идеалов в окружающих людях (учителя, родители, товарищи), в основном их привлекают героические образы художест­венных произведений, герои Великой Отечественной вой­ны и другие люди, совершившие подвиги, требующие мужества и самообладания.

3. Формирование у детей подро­сткового возраста нового уровня самосознания.

Формирование самосознания происходит на основе анализа и оценки подростком объективных особенностей своего поведения и деятельности, в которых раскрывают­ся качества его личности. Следовательно, проблема са­мосознания не сводится к проблеме интроспекции, как было принято думать в традиционной психологии. Фор­мирование самосознания подростка, как показывают данные многочисленных исследований, заключается в том, что он постепенно начинает выделять те или иные ка­чества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать их и осмысливать сначала как особенности сво­его поведения, а затем и как относительно устойчивые качества своей личности. Для того чтобы мог осущест­виться весь сложный процесс самосознания, 'необходимо, чтобы ребенок достиг того уровня жизненного опыта и психического развития, при котором становится возмож­ным познание и оценка такой сложной деятельности, ка­кой является нравственно-психологический облик челове­ка. Особенно большое значение приобретает при этом развитие у подростков мышления в понятиях, на чем мы уже подробно останавливались выше, и появление каче­ственно более высоких особенностей речи. Важнейшая из них заключается в том, что в связи с изучением грам­матических понятий 'подросток делает предметом своего сознания язык, что приводит его к сознательному и про­извольному отношению к своей собственной речи. Делая же предметом сознания свою речь, он тем самым стано­вится способным сделать предметом сознания ,и свою собственную мысль. Для того чтобы бы выделить определенное качество и определить к нему свое отношение, необходимо обозначить его словом и ввести в систему нравственно-психологических понятий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

СЮАРЕС (Suares) Андре (наст . имя Феликс Андре Ив Шантрель) (1868-1948), французский писатель, литературный и художественный критик. Эссе "Се человек" (1906), "Ценности" (1936). Книги о духовных властителях современности "Трое" (1913, о Б. Паскале, Г. Ибсене, Ф. М. Достоевском), "Трое живых" (1937, о М. де Сервантесе, Ш. Бодлере, Л. Н. Толстом).

ШЕСТИГЛАСНАЯ ДУМА , исполнительный орган городского самоуправления в России (1785-1870), в Санкт-Петербурге - до 1846, в Москве - до 1862. Избиралась на 3 года из 6 гласных общей городской думы и городского головы. Ведала вопросами городского благоустройства.

ЯРУСТОВСКИЙ Борис Михайлович (1911-78) , российский музыковед, доктор искусствоведения. Профессор Московской консерватории (с 1956). Труды посвящены оперной драматургии и современной музыке.