Формирование личности в среднем школьном возрасте
Формирование личности в среднем школьном возрасте
Страница 2

1.Усвоение знаний и формиро­вание у подростков познавательного отношения к окружа­ющему. Остановимся более подробно на характеристике особенностей процесса усвоения знаний в средних клас­сах школы, так как это имеет значение не только для развития мышления подростков и их познавательных интересов, но и для формирования их личности в целом. Обучение в школе всегда происходит на основе уже имеющихся у ребенка знаний, которые он приобрел в процессе своего жизненного опыта. При этом знания ребенка, полученные им до обучения, не являются про­стой суммой впечатлений, образов, представлений и понятий. Они составляют некоторое содержательное це­лое, внутренне связанное с характерными для данного возраста способами мышления ребенка, с особенностя­ми его отношения к действительности, с его личностью в целом. .

Из всего сказанного следует, что усвоение знаний в школе не .сводится к количественному накоплению, рас­ширению и углублению того, что ребенок знал до обуче­ния. Новые знания не просто заменяют собой старые, они их изменяют и перестраивают; перестраивают они также и прежние способы детского мышления. В результате у детей появляются новые особенности личности, выражаю­щиеся в новой мотивации, новом отношении к действи­тельности, к практике и к самим знаниям.

Скрупулезное экспериментальное изучение процесса усвоения знаний позволяет проследить, как же именно и при каких условиях школьные знания, как бы прорастая в сознание ученика, изменяют весь строй его мышления и личности. Схематически этот процесс может быть представлен как путь от восприятия и понимания учебного материала к активной его переработке в созна­нии учащихся и к превращению усвоенных знаний в лич­ное достояние ученика, т. е. в его убеждения. Отсюда ясно, что подлинное усвоение знаний завершается лишь тогда, когда знания ученика превращаются в факт его мировоззрения, т. е. изменяют взгляды ученика на окру­жающую действительность и отношение к ней.

Из такого понимания процесса усвоения школьных знаний следует, что это усвоение есть не только процесс образования, но и сложный процесс воспитания, непо­средственно связанный с формированием личности школьника. Вот почему так важно понять специфику ус­воения знаний в средних классах школы, для того чтобы выяснить то влияние, которое оно оказывает на форми­рование личности подростка.

В средних классах учащиеся вплотную приступают к усвоению отдельных учебных предметов, т. е. к усвоению системы научных понятий, системы причинно-следственных зависимостей, составляющих содержание соответст­вующего учебного предмета. Правда, и в конце младшего школьного возраста в учебную программу уже вводятся такие предметы, как естествознание, география, история. Но на этой стадии обучения указанные предметы носят еще очень конкретный, описательный характер. В V—VIII классах эти же предметы приобретают гораздо более отвлеченное содержание, но, что самое главное, в учеб­ную программу 'начинают входить совсем новые учебные предметы, предъявляющие к усвоению знаний учащимися принципиально иные требования. К таким предметам от­носятся физика, химия, алгебра, геометрия и пр.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

ЦЗЯН ЧЖАОХЭ (1904-86) , китайский живописец и график. Сочетая приемы европейского искусства и национальной живописи гохуа, создал глубоко человечные психологические образы (свиток "Беженцы", 1943).

ОПОКА в литейном производстве , приспособление (в виде жесткой рамы или открытого ящика) для удержания формовочной смеси при изготовлении форм, транспортировании их и заливке металлом. Изготовляют литьем, сваркой, штамповкой и другими методами из стали, чугуна, алюминиевых сплавов.

ЕВТЫХ Аскер Кадербечевич (р . 1915), адыгейский писатель. Повести об адыгейском ауле, роман-дилогия "Улица во всю ее длину" (1965) и "Двери открыты настежь" (1973), романы "Глоток родниковой воды" (1977), "Баржа" (1983) на современные темы.