Формирование личности в среднем школьном возрасте
Формирование личности в среднем школьном возрасте
Страница 3

Указанные учебные предметы выступают перед уча­щимися как особая область теоретических знаний, часто не имеющих непосредственной наглядной опоры ни в жизненных представлениях ребенка, ни в тех знаниях, которые он приобрел в начальных классах школы. Более того, иногда эти новые знания вступают даже в противо­речия и с его чувственным опытом и с теми представле­ниями, которые он приобрел до обучения в средних клас­сах. Например, ребенок должен понять и осмыслить, что при делении дроби на дробь число увеличивается, а при умножении — уменьшается, хотя в начальных классах, имея в виду целые числа, он привык думать как раз об­ратное. Причем это обратное представление (а именно то, что при делении число уменьшается, а при умножении увеличивается) полностью соответствует и его повседнев­ному практическому опыту.

Следовательно, в отличие от начальных классов, зна­ния, приобретаемые в средней школе, часто выступают для учащихся как находящиеся в противоречии с непо­средственно воспринимаемой ими действительностью. Поэтому доведение до сознания школьников связи полу­чаемых ими знаний с действительностью при обучении основам наук должно стать специальной задачей. Школьник должен научиться видеть в понятии обоб­щенную в нем действительность. За системой школь­ных знаний он должен увидеть мир во всем его конкрет­ном многообразии. А это последнее осложняется тем, что многочисленные понятия и законы, усваиваемые в сред­них классах школы, могут быть отнесены к действитель­ности только опосредствованно, через систему других понятий. Это в свою очередь требует от школьников того, чтобы они научились в процессе своего мышления следо­вать .це только от конкретных предметов (или их пред­ставлений) к понятиям и обратно, но и от одного абст­рактного понятия к другому. Иначе говоря, это требует, чтобы школьники-подростки научились рассуждать в чи­сто теоретическом плане.

Кроме того, отсутствие прямой связи между житей­ской практикой школьника и содержанием тех знаний, которые он усваивает в системе .новых учебных предме­тов, не позволяет при обучении в V—VIII классах цели­ком опираться на тот непосредственный интерес к явле­ниям и фактам действительности, к их причинам и следствиям, который был основой обучения в младших классах школы. Учащиеся, прекрасно владеющие родным языком, не могут испытывать непосредственной потреб­ности в том, чтобы узнать, что слово «стол» относится к именам существительным, а слово «ах» — к междоме­тиям. Школьник и без знания закона Архимеда и правил плавания тел может в пределах своего ограниченного личного опыта определить, какая вещь будет плавать, а какая потонет; он может прекрасно пользоваться палкой как рычагом, не зная о том, что такое рычаг и какие фи­зические законы определяют силу его действия.

В уже цитированном исследовании М. Ф. Морозова было показано, что у отдельных учащихся к концу младшего школьного возраста появляется избирательный интерес к отдельным учебным предметам. Ему удалось путем изучения этих учащихся установить некоторые особенности такого интереса и условий его возникнове­ния. Предпосылкой возникновения особого интереса к тому или иному учебному предмету, согласно данным М. Ф. Морозова, является выделение учеником специфического содержания данного предмета (отличного от содержания других учебных .предметов) и тех связей, ко­торые существуют между понятиями и законами внутри самого этого .предмета. Сравнивая характер познаватель­ных интересов, типичных для младшего школьного воз­раста, с теми интересами, которые появляются у отдель­ных детей на пороге их перехода в средние классы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 в России , вооруженное свержение Временного правительства и приход к власти партии большевиков, провозгласившей установление советской власти, начало ликвидации капитализма и перехода к социализму. Медлительность и непоследовательность действий Временного правительства после Февральской революции в решении рабочего, аграрного, национального вопросов, продолжавшееся участие России в войне привели к углублению общенационального кризиса и создали предпосылки для усиления крайне левых партий в центре и националистических партий на окраинах страны. Наиболее энергично действовали большевики, провозгласившие курс на социалистическую революцию в России, которую они считали началом мировой революции. Они выдвинули популярные лозунги: "Мир - народам", "Земля - крестьянам", "Фабрики - рабочим"; к концу августа - началу сентября завоевали большинство в Советах Петрограда и Москвы и приступили к подготовке вооруженного восстания, приуроченного к открытию II Всероссийского съезда Советов. В ночь с 24 на 25 октября (6-7 ноября) вооруженными рабочими, солдатами Петроградского гарнизона и матросами Балтийского флота был захвачен Зимний дворец и арестовано Временное правительство. Съезд, на котором большевикам вместе с левыми эсерами принадлежало большинство, одобрил свержение Временного правительства, принял Декреты о мире и о земле, сформировал правительство - Совет Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным. Подавив в Петрограде и Москве сопротивление сил, верных Временному правительству, большевикам удалось быстро установить господство в основных промышленных городах России. Главный противник - партия кадетов была объявлена вне закона, арестован ряд их лидеров, запрещена оппозиционная печать. Несмотря на это, на выборах в Учредительное собрание [12 (24) ноября 1917] большевики получили лишь ок. 25% голосов избирателей. Учредительное собрание [Петроград, 5 (18) января 1918], отказавшееся принять ряд ультимативных требований большевиков, было ими разогнано. Это способствовало дальнейшему расколу страны, обострению Гражданской войны. К марту 1918 советская власть была установлена на значительной территории России, национализированы банки, началась национализация предприятий, заключено перемирие с Германией. Попытки стран Антанты помешать выходу России из войны и утверждению власти Советов привели к интервенции иностранных держав. Переход к политике "военного коммунизма", создание карательных органов для борьбы с контрреволюцией и саботажем - Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией (ВЧК) (декабрь 1917), организация массовой Красной Армии обусловили победу большевиков в Гражданской войне и утверждение их однопартийной диктатуры. Октябрьская революция 1917 оказала громадное влияние на развитие России и всего мира в 20 в. Существует широкий спектр оценок Октябрьской революции как национальной катастрофы, приведшей к значительным жертвам и установлению тоталитарной системы, до апологетических утверждений о том, что революция была попыткой создания социализма как демократического строя социальной справедливости.

ТЕЛЕТЕРМАЛЬНЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ (от теле ... и греч. therme - тепло, жар), залежи полезных ископаемых, удаленные от находящихся в глубине Земли магматических пород, с которыми предполагается их родственная связь через горячие минерализованные водные растворы. К телетермальным месторождениям принадлежат некоторые месторождения сурьмы, ртути, барита, флюорита.

ОСМАНЛЫ Исмаил Осман оглы (1902-78) , азербайджанский актер, народный артист СССР (1974). На сцене с 1921. С 1929 в Азербайджанском театре им. М. Азизбекова (Баку). Снимался в кино.