Формирование личности в среднем школьном возрасте
Формирование личности в среднем школьном возрасте
Страница 6

4. Развитие самооценки и ее роль в формировании личности подростка.

Только наличие положительной оценки создает у детей переживание эмо­ционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности.

Понятно, почему эти явления у подростков выража­ются особенно интенсивно, эти переживания связаны с целым комплексом особенностей, характерных именно для этого возраста: с интенсивным развитием самооценки, уровнем притязаний, наличием стремления к самоутвер­ждению; а это и есть те компоненты, которые порождают аффективный конфликт и описанный нами аффект не­адекватности. Значение и роль самооценки в подростко­вом возрасте усиливаются еще и тем фактором, что острые аффективные переживания решающим образом влияют на формирование характера. Исследования обна­руживают, что дети с аффективными 'переживаниями, возникшими на основе конфликта между самооценкой ребенка и его притязаниями, вместе с тем обладают ч соответствующими аффективными формами поведения.

Они склонны к преувеличенным и неадекватным реак­циям, они обидчивы, агрессивны, недоверчивы, подозри­тельны, упрямы и т. д. Это портит их взаимоотношения с окружающими, делают их неуживчивыми и трудно­переносимыми в коллективе. Длительное же сохранение такого рода поведения и таких взаимоотношений с людь­ми приводит к тому, что указанные аффективные формы

поведения закрепляются и могут стать устойчивыми чер­тами характера. Следовательно, отрицательные черты возникают у ребенка реактивно как форма его защиты от труднопереносимых переживаний, и начало формирова­ния таких черт часто относится именно к подростковому возрасту.

До сих пор мы касались вопросов формирования у детей 'подросткового возраста отрицательных черт харак­тера, возникающих на основе аффекта неадекватности, связанного с неблагополучным соотношением между при­тязаниями подростка и его возможностями. Но ведь это особые случаи, которые стали предметом нашего иссле­дования и рассмотрения лишь потому, что на них легче обнаружить влияния самооценки на эмоциональное само­чувствие подростка и на его развитие (кроме того, фор­мирование отрицательных черт 'поведения личности тре­буют безотлагательного практического вмешательства). Однако описанные случаи антагонистического противоре­чия между самооценкой и уровнем притязаний ребенка, с одной стороны, и его возможностями — с другой, вовсе не являются типичными для формирования личности да­же в подростковом возрасте. Напротив, появление устой­чивой самооценки, так же как и устойчивых идеалов, в которых воплощаются 'притязания школьников, в отно­шении моральной сферы и качеств своей личности стано­вятся важнейшими факторами их развития к концу под­росткового возраста. А это значит, что в указанный пе­риод начинают приобретать все большее и большее зна­чение внутренние факторы развития, определяющие собой новый тип взаимоотношений между ребенком и средой:

Страницы: 2 3 4 5 6 7

АБЭ Кобо (1924-93) , японский писатель. В романах-притчах "Женщина в песках" (1962), "Чужое лицо" (1964), "Сожженная карта" (1967) - нравственно-философская проблематика, мотивы безысходности, трагического одиночества в современном мире; в гротескно-фантастическом романе "Человек-ящик" (1973), "Ковчег "Сакура"" (1984) и в пьесах ("Мужчина, превратившийся в дубинку", 1960; и др.), не свободных от элементов рационалистического анализа, - тотально враждебный миру герой, усиление социально-критических тенденций.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ВЛАЖНОСТЬ , отношение упругости водяного пара, содержащегося в воздухе, к упругости насыщенного пара при той же температуре; выражается в процентах.

ИНФАРКТ (от лат . infarctus - набитый), очаг омертвления в тканях вследствие нарушения их кровоснабжения при спазме, тромбозе, эмболии сосудов (инфаркт миокарда, почки и т. д.).