Формирование личности в среднем школьном возрасте Формирование личности в среднем школьном возрастеСтраница 4
М. Ф. Морозов пишет, что в интересах учащихся младшего школьного возраста еще нет ничего специфического для данного учебного предмета. Во всех учебных предметах их привлекает одно и то же: овладение конкретными умениями и навыками, знакомство с новым содержанием учебного материала, преодоление трудностей, удовольствие от интеллектуального напряжения.
Совсем иные черты характеризуют интерес, возникающий у подростков по отношению к определенному учебному предмету. Учащиеся, обнаруживающие такой интерес, давая объяснения, что же конкретно их интересует в данном учебном предмете, указывают именно на то его содержание, которое характеризует соответствующую область научных знаний со стороны имеющихся в ней собственных внутренних связей и отношений. Так, например, учащиеся, интересующиеся арифметикой, говорят, что их привлекает точность арифметических действий, строгая их последовательность («где от одного действия зависят остальные»). Они начинают замечать логическую последовательность рассуждений, «взаимозависимость и закономерность арифметических действий».
В этом возрасте познавательный интерес начинает отличаться и еще одной качественно новой особенностью, а именно он часто приобретает личностный характер. В младшем школьном возрасте познавательные интересы детей, как правило, являются эпизодическими. Они возникают в определенной ситуации, чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок закончился или когда ребенок получил сведения, удовлетворившие этот его эпизодический интерес. В подростковом возрасте интерес часто получает стойкий, постоянный характер. Он уже не связан непосредственно с ситуацией и, как правило, ею и не порождается. Такой интерес возникает постепенно, по мере накопления знаний и опирается на внутреннюю логику этого знания. Поэтому личностный интерес активен и, можно сказать, неисчерпаем. Напротив, чем больше узнает школьник об интересующем его предмете, тем больший интерес к этому предмету у него возникает '.
Формирование такого рода относительно стойких личностных интересов в среднем школьном возрасте создает особый облик подростков: они живо откликаются на новые открытия, изобретения, широко интересуются техникой, начинают посещать различные учебные кружки, читать научно-популярную, техническую литературу, начинают сами производить какие-то опыты, мастерить модели, собирать и разбирать радиоприемники и т. п. При этом следует подчеркнуть, что такого рода интерес необходим при усвоении учебных предметов в средних классах школы и что его отсутствие, как это будет видно из дальнейшего изложения, приводит к неполноценному усвоению знаний и к неправильному формированию личности подростка.
2. Развитие моральной стороны личности и формирование нравственных идеалов в среднем школьном возрасте.
Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит в среднем школьном возрасте к формированию нравственных идеалов, воплощенных в духовном облике человека. Нравственно-психологический идеал у подростка—это не только знаемая им объективная этическая категория, это—эмоционально окрашенный, внутренне принятый подростком образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей.
ИГНАТИЙ (в миру Брянчанинов Дмитрий Александрович) (1807-67) , российский православный епископ, духовный писатель, богослов. В книге "Аскетические опыты" (1865) - назидательно-аскетическое эссе, религиозные медитации (своеобразные стихотворения в прозе), символико-мистические образы природы. В богословских трудах тяготел к древнему исихазму. Переводил отцов церкви. Канонизирован Русской православной церковью.
ЮХНОВСКАЯ КУЛЬТУРА (в археологии) , балтов в раннем железном веке (1-е тыс. до н. э.) в бассейне р. Десна. Назван по городищу у с. Юхново на Украине, Черниговская обл. Городища с остатками наземных построек с очагами, трупосожжения в ямах на поселениях. Костяные и железные орудия, керамика. Хозяйство: скотоводство, земледелие, рыболовство.
КАРАЦУПА Никита Федорович (1910-1994) , пограничник, Герой Советского Союза (1965), полковник (1958). В 1932-61 в пограничных войсках. Задержал и уничтожил св. 450 нарушителей границы.