Формирование личности в среднем школьном возрасте
Формирование личности в среднем школьном возрасте
Страница 4

М. Ф. Морозов пишет, что в интересах учащихся младше­го школьного возраста еще нет ничего специфического для данного учебного предмета. Во всех учебных предме­тах их привлекает одно и то же: овладение конкретными умениями и навыками, знакомство с новым содержанием учебного материала, преодоление трудностей, удовольст­вие от интеллектуального напряжения.

Совсем иные черты характеризуют интерес, возника­ющий у подростков по отношению к определенному учеб­ному предмету. Учащиеся, обнаруживающие такой инте­рес, давая объяснения, что же конкретно их интересует в данном учебном предмете, указывают именно на то его содержание, которое характеризует соответствующую область научных знаний со стороны имеющихся в ней собственных внутренних связей и отношений. Так, напри­мер, учащиеся, интересующиеся арифметикой, говорят, что их привлекает точность арифметических действий, строгая их последовательность («где от одного действия зависят остальные»). Они начинают замечать логическую последовательность рассуждений, «взаимозависимость и закономерность арифметических действий».

В этом возрасте познавательный интерес начинает отличаться и еще одной качественно новой особенностью, а именно он часто приобретает лич­ностный характер. В младшем школьном возрасте позна­вательные интересы детей, как правило, являются эпи­зодическими. Они возникают в определенной ситуации, чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок закончился или когда ребенок получил сведения, удовлетворившие этот его эпизодический интерес. В подростковом возрасте ин­терес часто получает стойкий, постоянный характер. Он уже не связан непосредственно с ситуацией и, как прави­ло, ею и не порождается. Такой интерес возникает посте­пенно, по мере накопления знаний и опирается на внут­реннюю логику этого знания. Поэтому личностный инте­рес активен и, можно сказать, неисчерпаем. Напротив, чем больше узнает школьник об интересующем его пред­мете, тем больший интерес к этому предмету у него воз­никает '.

Формирование такого рода относительно стойких лич­ностных интересов в среднем школьном возрасте создает особый облик подростков: они живо откликаются на но­вые открытия, изобретения, широко интересуются техни­кой, начинают посещать различные учебные кружки, чи­тать научно-популярную, техническую литературу, начи­нают сами производить какие-то опыты, мастерить модели, собирать и разбирать радиоприемники и т. п. При этом следует подчеркнуть, что такого рода интерес необходим при усвоении учебных предметов в средних классах школы и что его отсутствие, как это будет видно из дальнейшего изложения, приводит к неполноценному усвоению знаний и к неправильному формированию лич­ности подростка.

2. Развитие моральной стороны личности и формирование нравственных идеалов в среднем школьном возрасте.

Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит в среднем школьном возрасте к формированию нравственных идеалов, вопло­щенных в духовном облике человека. Нравственно-психологический идеал у подростка—это не только знаемая им объективная этическая категория, это—эмоциональ­но окрашенный, внутренне принятый подростком образ, который становится регулятором его собственного пове­дения и критерием оценки поведения других людей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

ЯРУСТОВСКИЙ Борис Михайлович (1911-78) , российский музыковед, доктор искусствоведения. Профессор Московской консерватории (с 1956). Труды посвящены оперной драматургии и современной музыке.

КАНАЛИРОВАНИЕ ЧАСТИЦ , движение частиц, попавших в кристалл, вдоль "каналов", образованных параллельными рядами атомов.

БОМБАЖ (франц . bombage) консервов, вздутие консервной банки - образование газов в связи с размножением в консервах микроорганизмов (консервы непригодны к употреблению) или вследствие т. н. ложного бомбажа (напр., углекислый бомбаж при приготовлении консервов из парного мяса).