Формирование личности в среднем школьном возрасте Формирование личности в среднем школьном возрастеСтраница 1
Формирование характера и его недостатков. Многие психологи, педагоги, общественные деятели утверждают, что воспитание ребенка, намеренное или ненамеренное, начинается с его рождения. Младенец уже с первых своих дней восприимчив ко всяким привычкам, как хорошим, так и дурным. По мнению большинства лиц, внимательно изучавших • маленьких детей, характер ребенка образуется между двумя и четырьмя годами, в это время родителям еще легко утвердить свое влияние и создать необходимые условия для образования твердого характера. И если родители и это время смотрят на свою задачу сквозь пальцы, то больших трудностей стоит затем исправить эту подчас роковую ошибку. Таким образом, воспитание способствует формированию характера, а уже из этого вытекает как следствие, что каждый человек, если захочет, может более или менее глубоко изменить свое поведение, свой характер, свою личность.
Дефекты характера также складываются в раннем возрасте. Одни—по незнанию и неопытности в деле воспитания родителей, другие—в силу родительского пристрастия или, наоборот, грубого и жестокого к нему отношения, наконец, третья категория родителей создает в ребенке трудный характер вследствие глубокого безразличия к формированию его личности.
Чем достигается исправление характера? Всеми мерами, которые делают поведение ребенка нормальным и выправляют его в социальном отношении. Такие меры могут быть социальными, педагогическими, психоневрологическими, физического оздоровления или же могут представлять их комбинацию. В большинстве случаев требуется воздействие на таких детей при помоши двух или более из упомянутых мероприятии.
В задачу предлежащей работы не входит изложение всех указанных видов корректирующего воспитания. Мы подробно остановимся только на методах и приемах педагогического лечения и психонервного лечения (психотерапии).
Объединение усилий врача и педагога. Лечебно-педагогическое воздействие на детей с недостатками характера возможно тогда, когда, с одной стороны, медицина тесно сливается с педагогикой, а с другой—когда психонервные отклонения у таких детей устраняются при помощи педагогических методов и приемов. Действительно, успех здесь возможен только при взаимном и глубоком проникновении одной области в другую, при дружном содействии врача и педагога. Одно лечение так же, как и одно воспитание, будет безрезультатным. Подобного рода взаимное проникновение деятельности педагога н врача обеспечивается особенно большие достижения, если они оба имеют специальную подготовку: грач—в педагогических дисциплинах и лечебной педагогике, педагог же—в психоневрологии детского возраста и также в лечебной педагогике.
СОЛОУ (Solow) Роберт (р . 1924), американский экономист. Исследования в области эконометрии, теории экономического роста. Нобелевская премия (1987).
ФРИШ Сергей Эдуардович (1899-1977) , российский физик, член-корреспондент АН СССР (1946). Основные труды по спектроскопии и спектральному анализу.
ЦИТОХИМИЯ , раздел цитологии, изучающих химическими методами строение и функции клеток, внутриклеточных структур и продуктов их жизнедеятельности.