Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работыСтраница 14
Современные учебники часто перегружены информацией, второстепенными деталями, за которыми подчас теряется основное содержание тем. Использование схем становится частью подготовки к урокам в силу того, что они дают возможность проследить взаимосвязи между явлениями, позволяют при минимуме данных с помощью условных знаков, стрелок, ключевых слов обозначить максимум сведений.
Кроме того, при работе со схемами усвоение материала на уроке и закрепление его в ходе домашней работы происходит посредством как слуховой, так и зрительной памяти. Сведение отдельных элементов схемы в единое целое учит школьников логике изложения материала, анализу, структурированию и систематизации данных.
В процессе преподавания школьных предметов используются различные схемы, но условно их можно объединить в пять основных групп: структурно-текстовые, событийно-генеалогические, карты-схемы, схемы-конспекты и графики.
Навык составления таких схем, приобретенный учащимися на уроках, пригодится и в ходе выполнения домашних заданий, поможет учащимся лучше разобраться в логике изложения учебного материала.
Одной из разновидностей схем могут быть так называемые алгоритмы, схематизирующие не порядок изложения материала для запоминания, а ход мысли учащегося, применяющего какое-либо правило. Алгоритмы хороши в стандартных ситуациях – там, где способ решения задачи однозначен, и требуется научить учащегося правильно его применять. Это, в частности, могут быть упражнения по русскому языку, применяющиеся для закрепления какого-либо правила.
Само собой разумеется, что составление учащимися алгоритмов в ходе домашней самостоятельной работы должно быть подготовлено использованием их на уроках.
Тесным образом со схемами и алгоритмами связаны так называемые опорные конспекты, применяемые учащимися на уроках и в ходе выполнения домашних заданий. Как известно, в основе работы с опорными конспектами лежит методика В.Ф.Шаталова, подробно описанная в его книгах "Куда и как исчезали тройки", "Точка отсчета" и "Опорные конспекты по кинематике и динамике". Вкратце ее можно изложить так:
1. Первичное предъявление нового материала
Новый материал излагается учителем в форме лекции, беседы, работы в группах по вопросам учителя и т.д. Форма - любая, но обязательно выполнение следующих требований:
а) изложение-объяснение материала следует вести в соответствии с расположением материала в опорном конспекте и его содержанием;
ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ (Isidorus Hispalensis) (ок . 570-636), христианский писатель и церковный деятель, учитель Западной церкви. Архиепископ Севильский (ок. 600), председательствовал на соборах в Севилье (619) и Толедо (633). Автор энциклопедического труда "Этимологии" и "Сентенций" - систематического изложения догматики и морали. Память в Католической церкви 4 апреля.
ЛОТОС , род земноводных многолетних травянистых растений семейства лотосовых. Цветки крупные, диаметр до 30 см. 2 вида, в умеренном и тропическом поясах обоих полушарий. В Юго-Вост. Азии, Северо-Вост. Австралии и на юге Европы, в т. ч. в дельте Волги, Вост. Закавказье и на Дальнем Востоке, встречается лотос орехоносный, реликтовый вид. Все части растения содержат витамин С и каучук, черешки и проростки - ядовитое вещество. Семена и корневища употребляют в пищу и на корм сельскохозяйственным животным. Лотос желтый - на побережье Сев. и Центр. Америки и на ряде островов. Оба вида с древности выращивают как пищевые, лекарственные и культовые (священные) растения. Т. н. египетский лотос - растение из рода кувшинка.
РЕЙНЛАНД-ПФАЛЬЦ (Rheinland-Pfalz) , земля в Германии, в бассейне р. Рейн и его притоков Мозеля и Лана. 19,8 тыс. км2. Население 3,8 млн. человек (1992). Адм. ц. - Майнц.