Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы
Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы
Страница 14

Современные учебники часто перегружены информацией, второстепенными деталями, за которыми подчас теряется основное содержание тем. Использование схем становится частью подготовки к урокам в силу того, что они дают возможность проследить взаимосвязи между явлениями, позволяют при минимуме данных с помощью условных знаков, стрелок, ключевых слов обозначить максимум сведений.

Кроме того, при работе со схемами усвоение материала на уроке и закрепление его в ходе домашней работы происходит посредством как слуховой, так и зрительной памяти. Сведение отдельных элементов схемы в единое целое учит школьников логике изложения материала, анализу, структурированию и систематизации данных.

В процессе преподавания школьных предметов используются различные схемы, но условно их можно объединить в пять основных групп: структурно-текстовые, событийно-генеалогические, карты-схемы, схемы-конспекты и графики.

Навык составления таких схем, приобретенный учащимися на уроках, пригодится и в ходе выполнения домашних заданий, поможет учащимся лучше разобраться в логике изложения учебного материала.

Одной из разновидностей схем могут быть так называемые алгоритмы, схематизирующие не порядок изложения материала для запоминания, а ход мысли учащегося, применяющего какое-либо правило. Алгоритмы хороши в стандартных ситуациях – там, где способ решения задачи однозначен, и требуется научить учащегося правильно его применять. Это, в частности, могут быть упражнения по русскому языку, применяющиеся для закрепления какого-либо правила.

Само собой разумеется, что составление учащимися алгоритмов в ходе домашней самостоятельной работы должно быть подготовлено использованием их на уроках.

Тесным образом со схемами и алгоритмами связаны так называемые опорные конспекты, применяемые учащимися на уроках и в ходе выполнения домашних заданий. Как известно, в основе работы с опорными конспектами лежит методика В.Ф.Шаталова, подробно описанная в его книгах "Куда и как исчезали тройки", "Точка отсчета" и "Опорные конспекты по кинематике и динамике". Вкратце ее можно изложить так:

1. Первичное предъявление нового материала

Новый материал излагается учителем в форме лекции, беседы, работы в группах по вопросам учителя и т.д. Форма - любая, но обязательно выполнение следующих требований:

а) изложение-объяснение материала следует вести в соответствии с расположением материала в опорном конспекте и его содержанием;

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16

ЭДИСОН (Edison) Томас Алва (1847-1931) , американский изобретатель и предприниматель, организатор и руководитель первой американской промышленно-исследовательской лаборатории (1872, Менло-Парк), иностранный почетный член АН СССР (1930). Для деятельности Эдисона характерны практическая направленность, разносторонность, непосредственная связь с промышленностью. Автор св. 1000 изобретений, главным образом в различных областях электротехники. Усовершенствовал телеграф и телефон, лампу накаливания (1879), изобрел фонограф (1877) и др., построил первую в мире электростанцию общественного пользования (1882), обнаружил явление термоионной эмиссии (1883) и мн. др.

БЕЙСИ (Basie) Каунт (наст . имя Бейси Уильям) (1904-84), американский джазовый пианист. В 1930-е гг. организовал оркестр, который сконцентрировал в своем исполнении наиболее типичные качества свинга. Создал ряд самобытных исполнительских приемов, придав свингу особый динамизм и глубину. Заложил основы стилей современного джаза, впоследствии развитые музыкантами бопа и кула. Внес новые черты в технику ансамблевого музицирования. Создал целое направление в рамках стиля свинг, связанное в первую очередь с развитием негритянского джаза.

УИЛЬЯМС Теннесси (наст . имя Томас Ланир, Lanier) (1911-83), американский драматург, прозаик. Стеклянный зверинец (1945), "Трамвай "Желание"" (1947), "Орфей спускается в ад" (постановка 1957), "Ночь игуаны" (постановка 1962), сборник "Драконова страна" (1970) о страданиях одиноких, часто ущербных, но поэтичных натур в черством, прагматичном и нетерпимом окружении. Экзистенциалистические и фрейдистские идеи, религиозная символика, биологические мотивировки. Рассказы (сборник "Восемь одержимых порядочных женщин", 1974); повесть "Римская весна миссис Стоун" (1950). Книга-эссе "Где я живу" (1978).