Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы
Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы
Страница 14

Современные учебники часто перегружены информацией, второстепенными деталями, за которыми подчас теряется основное содержание тем. Использование схем становится частью подготовки к урокам в силу того, что они дают возможность проследить взаимосвязи между явлениями, позволяют при минимуме данных с помощью условных знаков, стрелок, ключевых слов обозначить максимум сведений.

Кроме того, при работе со схемами усвоение материала на уроке и закрепление его в ходе домашней работы происходит посредством как слуховой, так и зрительной памяти. Сведение отдельных элементов схемы в единое целое учит школьников логике изложения материала, анализу, структурированию и систематизации данных.

В процессе преподавания школьных предметов используются различные схемы, но условно их можно объединить в пять основных групп: структурно-текстовые, событийно-генеалогические, карты-схемы, схемы-конспекты и графики.

Навык составления таких схем, приобретенный учащимися на уроках, пригодится и в ходе выполнения домашних заданий, поможет учащимся лучше разобраться в логике изложения учебного материала.

Одной из разновидностей схем могут быть так называемые алгоритмы, схематизирующие не порядок изложения материала для запоминания, а ход мысли учащегося, применяющего какое-либо правило. Алгоритмы хороши в стандартных ситуациях – там, где способ решения задачи однозначен, и требуется научить учащегося правильно его применять. Это, в частности, могут быть упражнения по русскому языку, применяющиеся для закрепления какого-либо правила.

Само собой разумеется, что составление учащимися алгоритмов в ходе домашней самостоятельной работы должно быть подготовлено использованием их на уроках.

Тесным образом со схемами и алгоритмами связаны так называемые опорные конспекты, применяемые учащимися на уроках и в ходе выполнения домашних заданий. Как известно, в основе работы с опорными конспектами лежит методика В.Ф.Шаталова, подробно описанная в его книгах "Куда и как исчезали тройки", "Точка отсчета" и "Опорные конспекты по кинематике и динамике". Вкратце ее можно изложить так:

1. Первичное предъявление нового материала

Новый материал излагается учителем в форме лекции, беседы, работы в группах по вопросам учителя и т.д. Форма - любая, но обязательно выполнение следующих требований:

а) изложение-объяснение материала следует вести в соответствии с расположением материала в опорном конспекте и его содержанием;

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16

ЯНЦЗЫ (Янцзыцзян , Голубая река), в Китае. 5800 км, самая длинная в Евразии, площадь бассейна 1808,5 тыс. км2. Начало на Тибетском нагорье; пересекает Сино-Тибетские горы, Сычуаньскую котловину (ниже которой образует 3 ущелья), орошает Цзянханьскую и Великую Китайскую равнины; впадает в Восточно-Китайское м., образуя эстуарий. Основные притоки - Ялунцзян, Миньцзян, Цзялинцзян, Ханьшуй (левые). В долине Янцзы - оз. Дунтинху, Поянху, Тайху. Средний расход воды 34 тыс. м3/с. Летнее половодье, частые наводнения (для защиты от которых сооружено 2,7 тыс. км дамб). Судоходна на 2850 км (основной водный путь Китая), соединена с Великим каналом. Значительные гидроресурсы. На Янцзы - города Чунцин, Ухань (начало морского судоходства), Нанкин; близ устья - морской порт Шанхай.

МАГНИТНАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ вещества или среды (обычно обозначается ?) , характеризует связь между намагниченностью вещества М и напряженностью магнитного поля Н в этом веществе: ? = М/Н. Часто пользуются также дифференцированной магнитной восприимчивостью ? = dM/dH.

ЗЛАТКИ , семейство жуков. Длина 3-100 мм. Ок. 12 тыс. видов. Распространены широко. Личинки живут под корой и в древесине, многие златки - вредители лесов и садов, напр. большая сосновая златка, черная златка.