Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы
Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы
Страница 15

б) во время объяснения учащиеся не делают записей, они слушают, думают, отвечают на вопросы учителя, разбираются в материале; главная задача - понимание!

в) после объяснения материала учитель, используя крупно написан­ный опорный конспект, быстро и четко повторяет изложенное в течение 3-5 мин при максимальном внимании всего класса.

2. Работа учащихся с опорным конспектом

После объяснения материала каждому учащемуся выдается опорный конспект и вопросы к нему. Дома ученик работает в следующей последователь­ности:

1. глядя в опорный конспект, восстанавливает рассказ учителя по памяти, отме­чая те места, где ничего не понял и не запомнил;

2. читает учебник, заглядывая в конспект и разбирая непонятные места. Если не все понял и на этот раз - записывает и выясняет на кон­сультации с учителем;

3. отвечает на вопросы, используя опорный конспект и учебник;

4. переписывает конспект в тетрадь и тренируется в его воспроизведе­нии.

Как составить опорный конспект? Есть основные принципы, которыми предлагает воспользоваться Виктор Федорович Шаталов. Вот они:

1. Лаконичность (300–400 печатных знаков).

2. Структурность (4–5 связок, логических блоков).

3. Смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов).

4. Унификация печатных знаков.

5. Автономность (каждый из 4–5 блоков должен быть самостоятельным).

6. Ассоциативность.

7. Доступность воспроизведению.

8. Цветовая наглядность и образность.

Работа с опорными конспектами, по мнению ученых, очень перспективный вид учебной деятельности: «Шаталов, можно сказать, открыл совершенно новый для школы вид умственной работы. Это работа по закодированию и раскодированию. Она развивает ум ученика точно так же, как и поиск своего ответа на вопрос, но с той разницей, что самостоятельное мышление доступно поначалу не каждому, а работа с кодом – это мини-задача. Она под силу даже очень слабым ученикам. [4]

Заключение

В ходе изучения и анализа доступной нам литературы изучены возможности работы педагога по формированию у учащихся умений и навыков домашней учебной работы. Изучен опыт работы учителей в одной из школ города Полоцка. В результате проделанной работы подтвердилась гипотеза, выдвинутая нами вначале. Выяснилось, что характер учебной деятельности учащихся в ходе урока, те методы по оптимизации усвояемости учебного материала, которые применяет учитель, напрямую влияют и на характер домашних заданий. Если рекомендации по работе с учебником и другой дополнительной литературой имеют свою специфику, с которой в ходе урока учащиеся не сталкиваются, то методы систематизации и закреплению полученных знаний, применяемые на уроках, находят свою продолжение в ходе подготовки учащихся к занятиям. Поэтому учитель может напрямую влиять на характер деятельности учащихся в домашней учебной работе: вначале обучив в ходе уроков методам применения, закрепления и систематизации знаний, и затем – пригласив учащихся к самостоятельному их использованию.

Приводимые в приложениях практические рекомендации школьникам, взятые из опыта работу учителей Полоцкой национальной гимназии могут быть рекомендованы к использованию и в других школах. На их основе каждый творчески мыслящий педагог способен разработать собственные рекомендации приемов, навыков и умений домашней работы учащимся, в зависимости от собственного стиля работы, от тех форм обучения, которые он сам применяет в своей педагогической деятельности.

Страницы: 11 12 13 14 15 16

ДЖЭКСОН Эндрю (1767-1845) , 7-й президент США (1829-37), один из основателей Демократической партии (1828).

ТЯГОВАЯ ПОДСТАНЦИЯ , предназначена для передачи электроэнергии от линии электропередач главным образом в контактную сеть железных дорог. На тяговых подстанциях установлены понижающие трансформаторы, выпрямители (при питании контактной сети постоянным током), распределительные устройства, средства защиты и автоматики.

ОРЛОВ Николай Алексеевич (1827-85) , князь, российский дипломат, генерал от кавалерии (1878). Сын А. Ф. Орлова. В 1859-69 посланник в Брюсселе и Вене, в 1871-82 - в Париже, сторонник русско-французского сближения. С 1884 посол в Берлине.