Формирование экологических понятий на уроках русского языка
Формирование экологических понятий на уроках русского языка
Страница 13

Таблица №2(б)

Уровни

Человек

%

Высший

Средний

Низкий

0

13

10

0

57,3

42,7

График №2(б)

Как показали результаты анкет, уровень экологических знаний в обоих классах средний. К сожалению, не оказалось ни одного ученика, у которого был бы высокий уровень экологических знаний.

Формирующий эксперимент.

Анализ анкет, их неутешительные результаты побудили нас использовать уроки русского языка с экологического направленностью. В течение года, отведенного на формирующий эксперимент, я проводила уроки русского языка, используя экологический материал, а именно экологические сказки, игры, задания, подбирала тесты экологической направленности для диктантов, изложений и проверочного списывания, на уроках уделяла внимание загадкам, кроссвордам, стихотворениям.

Краткое описание интегрированных уроков.

1. Русский язык и чтение.

Тема: «Упражнения в проверке безударных гласных. С. Есенин «Береза»».

На этом уроке дети знакомятся с русским поэтом – С. Есениным, разбирают его стихотворение «Береза», используя предложения из стихотворения, упражняются в проверке безударных гласных, подбирают однокоренные слова, распознают орфограммы, учатся сравнивать. Таким образом, через стихотворение пейзажной лирики С. Есенина на уроке я пыталась у детей воспитать любовь к родной природе.

2. Природоведение и русский язык.

Тема: «Растения весной. Первоцветы. Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи»

На этом уроке, одновременно работая над распознаванием рода, числа имен прилагательных, над обобщением знания имени прилагательного, знакомлю с изменениями в природе с приходом весны, с разнообразием весенних растений – первоцветов и с необходимостью их охраны. На уроке много использовалось стихотворений, через которые я воспитывала интерес и уважение к природе.

3. Чтение – русский язык – музыка.

Тема: «Обобщающий урок по чтению по разделу «Весна идет» и обобщение знаний учащихся о предложении»

Тема на уроке введена через загадку. Использовала активный метод обучения – инсценирование. Разбирая произведения о весне, пыталась помочь детям почувствовать красоту слова. На уроке учащихся познакомила с новыми словами и понятиями, систематизировала знания о предложении, развивала творческое мышление, учила детей понимать музыку, «видеть» в ней картины природы.

Знакомство с новым словарным словом.

Например, можно провести следующую работу со словарным словом – береза.

- Узнайте, что это за дерево (показ иллюстрации)

- Рассмотрите внимательнее, что вас особенно привлекает?

- А знаете ли вы чем полезно это дерево?

Это интересно: (дополнение к сказанному)

На земном шаре насчитывается 120 видов берез. Древние славяне почитали березу священным деревом. На Руси это растение было связано с весенними церковными праздниками. В Москве существовал обычай отмечать эти весенние праздники в Марьиной роще, а к вечеру молодежь при большом скоплении народа пускала березовые венки по воде. С березой крестьяне землевладельцы связывали немало примет:

- Из березы течет много сока – к дождливому лету.

- Соловей запевает, когда может напиться росы с березового листа.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17

ЛИПОВЕЦКИЙ Марк Наумович (р . 1964), российский критик, литературовед, доктор филологических наук (1996). Основная сфера интересов: литература советского периода, современный литературный процесс, русский постмодернизм. Книги: "Свободы черная работа" (1991), "Поэтика литературной сказки" (1992).

ШТАУБ (Staub) Рудольф (1890-1961) , швейцарский геолог. Труды по геологическому строению Альп и общим вопросам геотектоники.