Формирование экологических понятий на уроках русского языка Формирование экологических понятий на уроках русского языкаСтраница 10
В начальной школе можно и нужно учить детей понимать экологические тесты, что приводит к прочному усвоению знаний и к повышению познавательной активности младших школьников, их экологической грамотности. Для понимания информации экологического характера на уроках русского языка можно использовать тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных, это могут быть как диктанты, так и изложения, сочинения, так как главная цель учителя – не только проверить знания учащихся, но и пробудить их чувства, мысли, побудить их задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете.
Большое значение для формирования экологических понятий имеют игры экологического характера, задания по экологии. Цель игр – познакомить детей с основными проблемами охраны природы и путями их решения. (см. в приложении)
Задания по экологии должны быть направлены, в первую очередь, на систематизацию, обобщение знаний детей о природных взаимосвязях и взаимоотношениях человека с природой, на открытие ребенком этих связей и зависимостей. Задания по экологии помогут учителю управлять деятельностью младших школьников по изучению и охране природной и социоприродной среды. Основная их функция – развитие интереса детей к природе, к людям и поведению, к изучению и осмыслению связей между ними. (см. в приложении)
Мы высветили экологические проблемы, которые могут решаться на уроках русского языка, при использовании определенных заданий.
Проблемы:
1. Охрана природной среды – условие существования человечества, при решении данной проблемы следует исходить, прежде всего, из того, что взаимоотношения между обществом и природой носят противоречивый характер, который выражается в следующем: с одной стороны люди должны обеспечивать сохранение природной среды для своего существования, а с другой – они не могут сохранить природу нетронутой, поскольку постоянно с нею взаимодействуют. Поэтому встает проблема, каким образом и что надо сделать, чтобы вторжение людей в ход природных процессов не нарушало природного равновесия, не приводило к ухудшению их жизненных условий.
2. Закономерная взаимосвязь природы и общества. Природу мы не можем считать только как условие существования человечества. Природу следует рассматривать как систему, включающую общество в качестве своего элемента. При этом условии взаимосвязь природы и общества является закономерной.
ХЕСС (Гесс) (Hess) Вальтер Рудольф (1881-1973) , швейцарский физиолог. Открыл механизм, координирующий действие промежуточного мозга на внутренние органы. Нобелевская премия (1949).
ЭПЕНТЕЗА (от греч . epenthesis - вставка), возникновение в слове дополнительного звука (русские просторечные "ндравиться", "радиво").
ЧЖЭЦЗЯН , провинция в Вост. Китае. 102 тыс. км2. Население 42 млн. человек (1992). Адм. ц. - Ханчжоу.