Фразиологизмы
Фразиологизмы
Страница 34

Имеющиеся точки зрения на работу с фразеологизмами в исследованиях различных направлений следует учитывать при разработке методики развития образной речи дошкольников. Подходы к формированию фразеологического словаря в речи детей 7-го года жизни должны основываться на положениях словарной работы, методики ознакомления с художественной литературой, с малыми фольклорными формами, развития образной речи, формирования связных высказываний.

ГЛАВА 2. Формирование фразеологической лексики у старших дошкольников.

2.1 Особенности понимания и употребления фразеологизмов детьми 7-го года жизни (по данным констатирующего эксперимента).

Цель констатирующего эксперимента: изучение особенностей овладения фразеологизмами детей 7-го года жизни.

На констатирующем этапе решались следующие задачи:

- определение примерного объема фразеологического словаря детей 7-го года жизни;

- выявление понимания семантики фразеологизмов;

- изучение особенностей употребления фразеологических единиц в детской речи.

Для решения поставленных задач были использованы различные методики обследования детской речи на основе методов, применяемых в лингвистических, психолингвистических, и педагогических исследованиях.

В частности, была использована методика изучения фразеологической лексики, разработанная в исследованиях И.Н. Митькиной.

Также был проведен предварительный анализ возможных источников обогащения детской речи фразеологизмами, в первую очередь, литературных произведений, включая устное народное творчество, на основе которых с учетом частоты встречаемости фразеологических единиц отобран лексический материал для экспериментальных заданий.

В качестве ведущей методики был использован метод наблюдения за речью детей и три серии заданий, предлагавшиеся детям в форме игры.

Первая серия заданий была направлена на определение объема фразеологического словаря дошкольников. Она включала в себя следующие методы:

а) наблюдения за детской речью в различных видах деятельности (1месяц, 2 раза в неделю) в целях выяснения наличия у детей фразеологической лексики.

б) ассоциативный эксперимент на слово, словосочетание-компонент фразеологизма (выявление устойчивых связей слов в речи детей 7-го года жизни). Игра «Я скажу, а ты продолжи».

в) ассоциативный эксперимент на фразеологизм (выявление присутствия фразеологических единиц в пассивном словаре). Игра «Кто больше назовет необычных выражений».

Вторая серия заданий была направлена на выявление понимания детьми значений фразеологизмов. Дошкольникам предлагалось объяснить смысл предложенных фразеологических единиц, исходя из контекста, в следующих видах деятельности:

а) игра «Скажи по-другому».

б) определение знакомых фразеологизмов из контекста в игровой ситуации.

Третья серия заданий была направлена на изучение особенностей употребления фразеологической лексики родного языка детьми 7-го года жизни. Им были предложены такие речевые ситуации, как:

а) сравнение двух рассказов (1-ый с синонимами, 2-ой с фразеологизмами).

б) пересказ рассказа с фразеологизмами «Приключение мальчика Пети».

в) составление сказки по заданному фразеологизму «повесить нос». Задание «Придумай для Незнайки».

г) подбор фразеологизма к иллюстрации.

Страницы: 30 31 32 33 34 35 36 37 38

ЛЮМЕТ (Lumet) Сидни (р . 1924), американский актер и кинорежиссер. Выступал на сцене с 4-х лет. Работал на телевидении, с 1951 создатель т. н. "золотой эры телефильма". В 1957 дебютировал в "большом кино" фильмом "12 разгневанных мужчин". Работает в различных жанрах, объединенных глубоким социально-психологическим драматизмом ("Телесеть", 1976; "Князь города", 1981; "Вердикт", 1982; "Даниэль", 1983; "На следующее утро", 1986 и др.).

ТУШ (нем . Tusch), небольшая музыкальная пьеса фанфарного склада, исполняющаяся как торжественное приветствие.

ЭЛЕКТРОСКОП (от электро ... и ...скоп), демонстрационный прибор для обнаружения и измерения электрического заряда. Два металлических листочка, заряжаясь одноименно, взаимно отталкиваются; угол "разлета" приблизительно пропорционален электрическому заряду.