Фразиологизмы
Фразиологизмы
Страница 34

Имеющиеся точки зрения на работу с фразеологизмами в исследованиях различных направлений следует учитывать при разработке методики развития образной речи дошкольников. Подходы к формированию фразеологического словаря в речи детей 7-го года жизни должны основываться на положениях словарной работы, методики ознакомления с художественной литературой, с малыми фольклорными формами, развития образной речи, формирования связных высказываний.

ГЛАВА 2. Формирование фразеологической лексики у старших дошкольников.

2.1 Особенности понимания и употребления фразеологизмов детьми 7-го года жизни (по данным констатирующего эксперимента).

Цель констатирующего эксперимента: изучение особенностей овладения фразеологизмами детей 7-го года жизни.

На констатирующем этапе решались следующие задачи:

- определение примерного объема фразеологического словаря детей 7-го года жизни;

- выявление понимания семантики фразеологизмов;

- изучение особенностей употребления фразеологических единиц в детской речи.

Для решения поставленных задач были использованы различные методики обследования детской речи на основе методов, применяемых в лингвистических, психолингвистических, и педагогических исследованиях.

В частности, была использована методика изучения фразеологической лексики, разработанная в исследованиях И.Н. Митькиной.

Также был проведен предварительный анализ возможных источников обогащения детской речи фразеологизмами, в первую очередь, литературных произведений, включая устное народное творчество, на основе которых с учетом частоты встречаемости фразеологических единиц отобран лексический материал для экспериментальных заданий.

В качестве ведущей методики был использован метод наблюдения за речью детей и три серии заданий, предлагавшиеся детям в форме игры.

Первая серия заданий была направлена на определение объема фразеологического словаря дошкольников. Она включала в себя следующие методы:

а) наблюдения за детской речью в различных видах деятельности (1месяц, 2 раза в неделю) в целях выяснения наличия у детей фразеологической лексики.

б) ассоциативный эксперимент на слово, словосочетание-компонент фразеологизма (выявление устойчивых связей слов в речи детей 7-го года жизни). Игра «Я скажу, а ты продолжи».

в) ассоциативный эксперимент на фразеологизм (выявление присутствия фразеологических единиц в пассивном словаре). Игра «Кто больше назовет необычных выражений».

Вторая серия заданий была направлена на выявление понимания детьми значений фразеологизмов. Дошкольникам предлагалось объяснить смысл предложенных фразеологических единиц, исходя из контекста, в следующих видах деятельности:

а) игра «Скажи по-другому».

б) определение знакомых фразеологизмов из контекста в игровой ситуации.

Третья серия заданий была направлена на изучение особенностей употребления фразеологической лексики родного языка детьми 7-го года жизни. Им были предложены такие речевые ситуации, как:

а) сравнение двух рассказов (1-ый с синонимами, 2-ой с фразеологизмами).

б) пересказ рассказа с фразеологизмами «Приключение мальчика Пети».

в) составление сказки по заданному фразеологизму «повесить нос». Задание «Придумай для Незнайки».

г) подбор фразеологизма к иллюстрации.

Страницы: 30 31 32 33 34 35 36 37 38

ЗАПАДНЫЙ САЯН , горная система на юге Сибири. Ок. 600 км. Состоит из выровненных и островерхих хребтов, разделенных межгорными котловинами. Высотой до 3121 м (г. Кызыл-Тайга). На северных склонах - сосново-лиственничные таежные леса, на южных - горные лесостепи и лиственничные леса. Пересечен автомобильными дорогами Абакан - Кызыл (Усинский тракт) и Абаза - Ак-Довурак. Месторождения железной руды, асбеста и др.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ , направление западной, главным образом англо-американской, философии 20 в.; сводит философию к анализу преимущественно языковых средств познания; разновидность неопозитивизма. Основные течения: 1) философия логического анализа, использующая аппарат современной математической логики, - логический эмпиризм (Р. Карнап, К. Гемпель, Ф. Франк) и логический прагматизм (У. Куайн, Н. Гудмен); 2) лингвистическая философия.

ЙОММЕЛЛИ (Jommelli) Никколо (1714-74) , итальянский композитор. Представитель неаполитанской оперной школы. В его творчестве проявились тенденции, близкие оперной реформе К. В. Глюка. Оперы "Артаксеркс" (1749), "Фаэтон" (1753) и др.