Фразиологизмы
Фразиологизмы
Страница 34

Имеющиеся точки зрения на работу с фразеологизмами в исследованиях различных направлений следует учитывать при разработке методики развития образной речи дошкольников. Подходы к формированию фразеологического словаря в речи детей 7-го года жизни должны основываться на положениях словарной работы, методики ознакомления с художественной литературой, с малыми фольклорными формами, развития образной речи, формирования связных высказываний.

ГЛАВА 2. Формирование фразеологической лексики у старших дошкольников.

2.1 Особенности понимания и употребления фразеологизмов детьми 7-го года жизни (по данным констатирующего эксперимента).

Цель констатирующего эксперимента: изучение особенностей овладения фразеологизмами детей 7-го года жизни.

На констатирующем этапе решались следующие задачи:

- определение примерного объема фразеологического словаря детей 7-го года жизни;

- выявление понимания семантики фразеологизмов;

- изучение особенностей употребления фразеологических единиц в детской речи.

Для решения поставленных задач были использованы различные методики обследования детской речи на основе методов, применяемых в лингвистических, психолингвистических, и педагогических исследованиях.

В частности, была использована методика изучения фразеологической лексики, разработанная в исследованиях И.Н. Митькиной.

Также был проведен предварительный анализ возможных источников обогащения детской речи фразеологизмами, в первую очередь, литературных произведений, включая устное народное творчество, на основе которых с учетом частоты встречаемости фразеологических единиц отобран лексический материал для экспериментальных заданий.

В качестве ведущей методики был использован метод наблюдения за речью детей и три серии заданий, предлагавшиеся детям в форме игры.

Первая серия заданий была направлена на определение объема фразеологического словаря дошкольников. Она включала в себя следующие методы:

а) наблюдения за детской речью в различных видах деятельности (1месяц, 2 раза в неделю) в целях выяснения наличия у детей фразеологической лексики.

б) ассоциативный эксперимент на слово, словосочетание-компонент фразеологизма (выявление устойчивых связей слов в речи детей 7-го года жизни). Игра «Я скажу, а ты продолжи».

в) ассоциативный эксперимент на фразеологизм (выявление присутствия фразеологических единиц в пассивном словаре). Игра «Кто больше назовет необычных выражений».

Вторая серия заданий была направлена на выявление понимания детьми значений фразеологизмов. Дошкольникам предлагалось объяснить смысл предложенных фразеологических единиц, исходя из контекста, в следующих видах деятельности:

а) игра «Скажи по-другому».

б) определение знакомых фразеологизмов из контекста в игровой ситуации.

Третья серия заданий была направлена на изучение особенностей употребления фразеологической лексики родного языка детьми 7-го года жизни. Им были предложены такие речевые ситуации, как:

а) сравнение двух рассказов (1-ый с синонимами, 2-ой с фразеологизмами).

б) пересказ рассказа с фразеологизмами «Приключение мальчика Пети».

в) составление сказки по заданному фразеологизму «повесить нос». Задание «Придумай для Незнайки».

г) подбор фразеологизма к иллюстрации.

Страницы: 30 31 32 33 34 35 36 37 38

МАРКОВИЦ Светозар (1846-75) , сербский философ-материалист, литературный критик. В Сербии издавал первую на Балканах социалистическую газету "Раденик" (1871-72). Испытал влияние идей русских революционных демократов; сторонник создания федерации равноправных республик на Балканах.

ФУКУСИМА , город в Японии, на о. Хонсю, административный центр префектуры Фукусима. 281 тыс. жителей (1992). Текстильная, деревообрабатывающая, химическая, машиностроительная промышленность. Университет. АЭС.

НИКОЛАИ (Nicolai) Кристоф Фридрих (1733-1811) , немецкий писатель, литературный критик, книгоиздатель, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1804). "Литературные письма" (1759-65; совместно с Г. Э. Лессингом и М. Мендельсоном). Узкий просветительский рационализм Николаи, неприятие новых течений в литературе остро критиковались И. В. Гете, Ф. Шиллером и др.