Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления
Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления
Страница 70

В связи с этим программа предусматривает освоение более частных дизайнерских вопросов (единства эстетических и функциональных качеств в предмете целесообразности конструкции, технологичности способов работы, единства цвета и формы, соответствие материала формы, соответствие различных форм в композиции) на фоне выработки общефилософского подхода к проблеме «Природа-Человек-Предметная среда».

Что касается конкретных способов ручной работы и соответствующих им знаний и умений, то в соответствии с психологической природой ребенка их формирование удобнее осуществить от простого к сложному, от частного к общему.

3. Целостность формирования дизайнерского мышления. Личность едина; большинство видов человеческой деятельности также целостны, то есть одновременно включают в себя несколько различных компонентов. В связи с этим наиболее естественно строить формирование конкретных параметров дизайнерского мышления не изолированно друг от друга, а комплексно, т о есть в процессе выполнения конкретного изделия ученик рассматривая его как часть целого, учитывая возможные эстетические, социально-психологические и другие взаимосвязи с этим целым.

4.Вариативность содержания, многообразие конкретных тем и изделий, творчество учителя. При общности цели и единстве принципов программа предусматривает самые широкие возможности для отражения в конкретном содержании уроков, региональных, социально-культурных и других местных особенностей. Количество уроков также может меняться.

Основываясь на принципах и учитывая теоретические положения нашего исследования приведем примерный тематический план.

Тематическое планирование раздела «Художественное конструирование» по классам.

1 класс

№ урока

Тема урока

Теоретические сведения

Практическая деятельность

1.

Урок – лабораторная работа по изучению видов и свойств бумаги.

Бумага. Виды бумаг. Свойства: цвет, окрашиваемость, фактура, водопроницаемость, прочность, пластичность, прозрачность.

-опыты по выявлению свойств бумаги;

-изготовление коллекции бумаги.

2.

Основы формообразования и композиции. Форма. Веселые существа из коробок.

Простая форма. Плоская, объемная форма. Детали, украшения.

-изготовление поделок из различных коробок путем обертывания бумагой и украшения.

3.

Форма. Оригами.

Трансформация плоского листа в объемную фигуру.

-изготовление игрушек оригами с помощью приема сгибания и складывания.

4.

Ритм.

Ритм. Орнамент.

-орнамент в полосе из геометрических элементов.

5.

Ритм. Композиция из геометрических фигур.

Композиция, силуэт модели.

-изготовление «геометрического конструктора из картона». Составление силуэтов моделей различных предметов способом манипулирования.

6.

Симметрия. Картина из симметричных деталей.

Симметричность в природе. Композиция.

-изготовление картины –аппликации из симметричных деталей. «Лесная поляна»

7.

Асимметрия. Картина из вырезанных листьев.

Асимметричность в природе. Композиция.

-составление композиции из асимметричных деталей. «Панно».

8.

Цвет как средство выразительности. Мозаика.

Ахроматические, хроматические цвета.

-изготовление мозаической аппликации из хроматических и ахроматических цветов.

9.

Теплые и холодные оттенки одного цвета. Аппликация.

Теплые и холодные оттенки одного цвета.

-аппликация в теплых тонах. «Осенний букет»;

-аппликация в холодных тонах. «Снеговик».

10.

Разработка и изготовление объемных игрушек и пространственных композиций. Образы зимы.

Асимметричность, пластичность, легкость, динамичность, назначение, характер вещи. Некоторые свойства выражения замысла: путем моделирования формы.

-украшение для комнаты. Подвеска – спираль.

11.

Изделия из сложенного квадрата бумаги. «Снежинки».

Симметричность, ахроматические цвета, гармоническое сочетание цветов, соотношение форм. Выражение замысла путем выбора материала, ритма, элементов композиции.

-изготовление снежинок из сложенного листа белой и голубой бумаги.

12.

Гирлянды в виде игрушек, зверюшек.

Симметричность, контраст, нюанс, ритм, масштабность, сочетание цветов.

-изготовление сложного фонарика

13.

Прямоугольные прорезные изделия «Фонарик».

Симметричность, легкость, цветовое сочетание, теплые и холодные цвета.

-изготовление елочного фонарика.

14.

Елочная игрушка «Дед Мороз».

Цветовой фон, цветовые отношения (насыщенность, светлота), контраст, нюанс.

-изготовление елочной игрушки из ваты и картона «Дед Мороз».

Страницы: 66 67 68 69 70 71 72 73 74

ЕВДЕМ из Родоса (2-я пол . 4 в. до н. э.), древнегреческий философ-перипатетик. Друг и ученик Аристотеля, комментатор его сочинений. Работал над составлением энциклопедического "свода мнений" по истории науки и теологии.

ЧЕТНИКИ , на Балканском полуострове:..1) в 15-19 вв. участники (главным образом гайдуки) вооруженной борьбы партизанских отрядов (чет) против османского ига;..2) члены группировок в Югославии, осуществлявшие в годы 2-й мировой войны вооруженную борьбу против Народно-освободительной армии Югославии.

ГАПОН Георгий Аполлонович (1870-1906) , священник, агент охранки. С 1902 связан с С. В. Зубатовым. В 1904 организовал и возглавил "Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга". Инициатор петиции петербургских рабочих Николаю II, шествия к Зимнему дворцу 9.1.1905 (см. Девятое января). До октября 1905 в эмиграции. Разоблачен, повешен рабочими-дружинниками.