Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления
Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления
Страница 70

В связи с этим программа предусматривает освоение более частных дизайнерских вопросов (единства эстетических и функциональных качеств в предмете целесообразности конструкции, технологичности способов работы, единства цвета и формы, соответствие материала формы, соответствие различных форм в композиции) на фоне выработки общефилософского подхода к проблеме «Природа-Человек-Предметная среда».

Что касается конкретных способов ручной работы и соответствующих им знаний и умений, то в соответствии с психологической природой ребенка их формирование удобнее осуществить от простого к сложному, от частного к общему.

3. Целостность формирования дизайнерского мышления. Личность едина; большинство видов человеческой деятельности также целостны, то есть одновременно включают в себя несколько различных компонентов. В связи с этим наиболее естественно строить формирование конкретных параметров дизайнерского мышления не изолированно друг от друга, а комплексно, т о есть в процессе выполнения конкретного изделия ученик рассматривая его как часть целого, учитывая возможные эстетические, социально-психологические и другие взаимосвязи с этим целым.

4.Вариативность содержания, многообразие конкретных тем и изделий, творчество учителя. При общности цели и единстве принципов программа предусматривает самые широкие возможности для отражения в конкретном содержании уроков, региональных, социально-культурных и других местных особенностей. Количество уроков также может меняться.

Основываясь на принципах и учитывая теоретические положения нашего исследования приведем примерный тематический план.

Тематическое планирование раздела «Художественное конструирование» по классам.

1 класс

№ урока

Тема урока

Теоретические сведения

Практическая деятельность

1.

Урок – лабораторная работа по изучению видов и свойств бумаги.

Бумага. Виды бумаг. Свойства: цвет, окрашиваемость, фактура, водопроницаемость, прочность, пластичность, прозрачность.

-опыты по выявлению свойств бумаги;

-изготовление коллекции бумаги.

2.

Основы формообразования и композиции. Форма. Веселые существа из коробок.

Простая форма. Плоская, объемная форма. Детали, украшения.

-изготовление поделок из различных коробок путем обертывания бумагой и украшения.

3.

Форма. Оригами.

Трансформация плоского листа в объемную фигуру.

-изготовление игрушек оригами с помощью приема сгибания и складывания.

4.

Ритм.

Ритм. Орнамент.

-орнамент в полосе из геометрических элементов.

5.

Ритм. Композиция из геометрических фигур.

Композиция, силуэт модели.

-изготовление «геометрического конструктора из картона». Составление силуэтов моделей различных предметов способом манипулирования.

6.

Симметрия. Картина из симметричных деталей.

Симметричность в природе. Композиция.

-изготовление картины –аппликации из симметричных деталей. «Лесная поляна»

7.

Асимметрия. Картина из вырезанных листьев.

Асимметричность в природе. Композиция.

-составление композиции из асимметричных деталей. «Панно».

8.

Цвет как средство выразительности. Мозаика.

Ахроматические, хроматические цвета.

-изготовление мозаической аппликации из хроматических и ахроматических цветов.

9.

Теплые и холодные оттенки одного цвета. Аппликация.

Теплые и холодные оттенки одного цвета.

-аппликация в теплых тонах. «Осенний букет»;

-аппликация в холодных тонах. «Снеговик».

10.

Разработка и изготовление объемных игрушек и пространственных композиций. Образы зимы.

Асимметричность, пластичность, легкость, динамичность, назначение, характер вещи. Некоторые свойства выражения замысла: путем моделирования формы.

-украшение для комнаты. Подвеска – спираль.

11.

Изделия из сложенного квадрата бумаги. «Снежинки».

Симметричность, ахроматические цвета, гармоническое сочетание цветов, соотношение форм. Выражение замысла путем выбора материала, ритма, элементов композиции.

-изготовление снежинок из сложенного листа белой и голубой бумаги.

12.

Гирлянды в виде игрушек, зверюшек.

Симметричность, контраст, нюанс, ритм, масштабность, сочетание цветов.

-изготовление сложного фонарика

13.

Прямоугольные прорезные изделия «Фонарик».

Симметричность, легкость, цветовое сочетание, теплые и холодные цвета.

-изготовление елочного фонарика.

14.

Елочная игрушка «Дед Мороз».

Цветовой фон, цветовые отношения (насыщенность, светлота), контраст, нюанс.

-изготовление елочной игрушки из ваты и картона «Дед Мороз».

Страницы: 66 67 68 69 70 71 72 73 74

ЗАПАДНЫЙ САЯН , горная система на юге Сибири. Ок. 600 км. Состоит из выровненных и островерхих хребтов, разделенных межгорными котловинами. Высотой до 3121 м (г. Кызыл-Тайга). На северных склонах - сосново-лиственничные таежные леса, на южных - горные лесостепи и лиственничные леса. Пересечен автомобильными дорогами Абакан - Кызыл (Усинский тракт) и Абаза - Ак-Довурак. Месторождения железной руды, асбеста и др.

КАСАТИК (ирис) , род травянистых растений семейства касатиковых. Св. 250 видов, в умеренном и субтропических поясах Северного полушария. Растут большей частью по степям, полупустыням, пустыням. Многие касатики - декоративные растения. Виды касатиков, образующие клубни и луковицы, часто выделяют в особые роды - юнона, ксифиум и др. Корневище ряда видов содержит душистое вещество ирон с ароматом фиалки. 10 видов (преимущественно эндемики Кавказа) охраняются.

ЛАРА (Lara) , штат на северо-западе Венесуэлы. 19,8 тыс. км2. Население 1,3 млн. человек (1990). Адм. ц. - Баркисимето.