Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышленияСтраница 63
В пропедевтическом плане (на уровне представлений) дети постигают основное правило дизайна, не называя его: красивая вещь- та, которая подходит к обстановке, т.е. целесообразно функциональная, эстетичная(гармоничная, полезная, удобная).На уроках дети узнавали, что прекрасное создается в любой области человеческой деятельности: в строительстве, в мире науки и техники, в искусстве. Они убеждались, что особенную ценность представляют те результаты, в которых есть что-то новое, оригинальное, в которых проявилось творческое отношение автора к создаваемому, ибо творчество-показатель активного эстетического отношения человека к окружающему.
Знания правил композиции, цветоведения помогали учащимся овладевать первоначальными сведениями о гармонии-основном законе красоты. Постепенно учащиеся усваивали, что красота предмета не создается за счет каких-то дополнительных элементов, вводимых специально. Красота в органическом построении предмета, в его логичности и целесообразности, в его пропорциях, в гармоничном сочетании частей и целого.
Для того чтобы ребенок мог вообразить форму и цвет, а потом воспроизвести их в различных комбинациях в своих изделиях, можно организовать специальные формы деятельности: наблюдение, воспроизведение явлений действительности. Обучение детей анализу явлений окружающей действительности с позиций художественного конструирования создает большие возможности для ознакомления с технико-эстетическими (дизайнерскими) качествами предметов. Учащиеся постоянно должны наблюдать прекрасные предметы и явления. Объекты восприятия могут быть самыми разными. Это и предметы быта, и здания, и транспорт, и витрины магазинов, а также природа.
С учетом этих положений были сформулированы следующие задачи обучения.
-Задачи:
-знакомство с профессией дизайнера,
-знакомство с окружающим предметным и природным миром как источником выразительных средств, идей.
-знакомство с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения.
-формирование элементов продуктивного дизайнерского мышления и умения выразить свою идею, мысль с помощью эскиза, рисунка, проекта.
-приобретение навыков работы с различными материалами.
-развивать художественный вкус.
В процесс занятий органично вливаются беседы по истории искусства и дизайна. Занятия эмоционально обогащаются музыкальными произведениями
П.И.Чайковского, С.Прокофьева, Римского-Корсакого, Шаинского и др., экскурсиями на природу, на улицу, на площадку для зрительного изучения форм и основных элементов конструкции объектов, просмотр кинофильмов, диапозитивов и репродукций.
ПОДУШКОВИДНЫЕ РАСТЕНИЯ , жизненная форма растений с укороченными, как бы прижатыми к земле стеблями и мелкими листьями. Обитают в альпийском поясе гор (напр., азорелла, проломник).
НЕКРОЗ (от греч . nekrosis - омертвение), омертвение ткани под влиянием нарушения кровообращения (см. Инфаркт), химического или термического воздействия (ожог, отморожение), травмы и др. Зона некроза окружается демаркацией, отторгается или подвергается гнойному расплавлению; на месте дефекта ткани образуется рубец.
ЛИПОВЕЦКИЙ Марк Наумович (р . 1964), российский критик, литературовед, доктор филологических наук (1996). Основная сфера интересов: литература советского периода, современный литературный процесс, русский постмодернизм. Книги: "Свободы черная работа" (1991), "Поэтика литературной сказки" (1992).