Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 79

Другой вывод предполагает возможность пространственновременной соотнесенности интеграции, межпредметных связей и взаимосвязи, что означает их способность к взаимоидентификации. Данный вывод обусловлен тем обстоятельством, что интеграция, межпредметные связи и взаимосвязь суть ветви одного корня - объединительных процессов, осуществляемых в педагогической области. Возьмем к примеру приведенные в первом параграфе нашей работы рассуждения А.Блума о координированных, комбинированных и амальгированных программах. Строго говоря, лишь третья из них может быть с полным основанием названа интегративной, где координирование и комбинирование знаний из различных дисциплин и сфер деятельности уступает место созданию на основе синтеза таких знаний нового интегративного целого, в данном случае, - учебного проекта. Однако все эти программы могут рассматриваться (и рассматриваются А.Блумом) как интегративные явления. Для этого имеются определенные основания. Во-первых, все эти программы отражают те или иные объединительные процессы, осуществляемые в содержании образования и тем самым могут быть сведены друг к другу. Во-вторых, в силу резко возросшей роли интеграции в развитии педагогики наметилась тенденция обозначения всех объединительных процессов, протекающих в ней, категорией "интеграция" и производными от нее понятиями. что касается непосредственно А.Блума, то следует заметить, что на Западе традиционно отдавалось предпочтение указанной категории.

В-третьих, расматриваемые программы представлены как своеобразные ступени интегрирования содержания образования. Заканчивая рассмотрение второго вывода, отметим, что он в какой-то мере противоречит потребности различения категорий интеграции, межпредметных связей и взаимосвязи. Это обусловливает необходимость достаточно осторожного отношения к нему.

Последний вывод касается возможности выделения приоритетной линии развития в составе объединительных процессов, протекающих в педагогике. Например, в настоящее время таковой признается интеграция. Соответственно возможно построение иерархической лестницы развития подобных процессов, что было продемонстрировано в рассмотренном выше подходе к проблеме В.С.Безруковой. Однако, допуская такую монополизацию, мы тем самым игнорируем требование паритетности, вытекающее из первого вывода. кроме того, в этом случае возникает реальная опасность "беспредметного преподавания", что фактически наблюдалось у нас в 20-е годы, плодом которого, как нам уже известно, явилась "лжеинтеграция".

Значительного внимания требуют к себе взаимоотношения интеграции и преемственности. Исследователями прямо подчеркивается, что диалектический процесс организации системы преемственности, направленной на обеспечение целостности профессиональной подготовки, внутренне противоречив и происходит в борьбе противоположных тенденций - интеграции и дифференциации, анализа и синтеза, дискретности и непрерывности .". И далее: "Одним из важных факторов, обеспечивающих интеграцию обучения в системе непрерывного образования, выступает преемственность" (259. С.14).

Страницы: 75 76 77 78 79 80 81 82 83

ТЕРПЕНЫ , природные углеводороды общей формулы (С5Н8)n. Различают монотерпены (n=2), полуторные терпены, или сесквитерпены (n=3), дитерпены (n=4) и т. д. Особенно богаты терпены и их производными (терпеноидами) эфирные масла. К терпенам относятся, напр., камфора, цитраль, ментол, пинены, гераниол, терпинеол. Многие терпены и терпеноиды применяют в парфюмерии, производстве лекарств, смазочных масел, флотореагентов, инсектицидов.

УПЛОТНИТЕЛЬНЫЕ СМАЗКИ , пластичные смазки для герметизации резьбовых соединений, арматуры (в т. ч. вакуумной), облегчения их сборки и разборки.

СУМЧАТЫЙ ВОЛК (тасманийский волк , тилацин), млекопитающее отряда сумчатых, единственный вид семейства. Туловище удлиненное, голова сходна с собачьей. Длина тела 100-130 см, хвоста 50-60 см. Был распространен по всей Австралии (до вселения динго в плейстоцене), а также на Нов. Гвинее; в кон. 19 - нач. 20 вв. сохранился на Тасмании, где уничтожался фермерами как хищник, поедающий овец; в 40-е гг. 20 в., вероятно, полностью исчез. В Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов.