Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграцииСтраница 77
В более поздней своей работе, написанной в соавторстве с Л.А.Артемьевой, "Вопросы интегративного потенциала дидактики" ( с.4-44) М.И.Махмутов замечает, что в отличие от "взаимосвязи" при интеграции знания различных отраслей как бы взаимопроникают, стирая границы отрасли и рождая новые теории, концепции". Этим самым взаимосвязь вновь как бы занимает свое место на "генетической лестнице": межпредметные связи - взаимосвязь - интеграция. Думается, в этом имеется определенный смысл. Дело в том, что Ступени "генетической лестницы" педагогической интеграции одновременно являются ступенями развития педагогики в целом. Еще в 1977 году В.Е.Гмурман отмечал: "Понятие и термин "взаимосвязь" не отражает всех соотношений между различными сферами научного знания. Точнее говорить не только о взаимосвязях, но также о взаимодействии и взаимопроникновении наук" (314. С.34). Будучи ученым-педагогом, В.Е.Гмурман, конечно же, в первую очередь имел в виду педагогический аспект взаимопроникновения наук, возможность использования данной тенденции в процессе развития педагогики. Примерно в это же время И.И.Дьяченко и В.Н.Турченко указывали на то, что развитию педагогики в целом препятствует отсутствие интегративного подхода. Так, по мнению И.И.Дьяченко для построения фундаментальной теории оптимального педагогического управления требуется разносторонний синтез знаний о человеке и процессе его обучения, "осуществляемый на такой научной основе, синтезирующие свойства которой делают объективно правомерным объединение того, что до сих пор было различным и принадлежало к различным наукам или научным областям" (146. С.25). Ни межпредметные связи, ни взаимосвязь не могли стать такой научной основой. Во-первых, потому, что они не обладают соответствующим объединительно-синтетическим потенциалом. Во-вторых, и межпредметные связи, и взаимосвязь "привязаны" непосредственно к практике, к образовательной сфере. Интеграция же способна выполнять роль теоретикометодологического инструментария. Интеграция - это особое мировидение. Ни межпредметные связи, ни взаимосвязь этим качеством не обладают в силу их достаточно большой отдаленности от своих философских и науковедческих оснований. Интеграция же не имеет границ. Пример тому - интеграция педагогического и технического знания, охватывающая педагогику и как научную дисциплину, и как учебный предмет, и как практику.
УОРД Лестер Франк (1841-1913) , американский социолог, "отец социологии" в США. Главной движущей силой исторического развития считал интеллект; касты, классы, государство и право возникают из борьбы рас. Выступал защитником равенства рас, классов и полов, резко критиковал религию; в то же время противник марксизма. Выдвинул идею "социократии", научного контроля социальных сил, преобразующей капитализм в "общество всеобщего благоденствия".
ГИПСОМЕТРИЧЕСКИЕ КАРТЫ , дают геометрически точное изображение рельефа с помощью горизонталей и раскраски (по определенной цветовой шкале) высотных ступеней.
ВЕЙНГАРТНЕР (Вайнгартнер) (Weingartner) Феликс фон (1863-1942) , немецкий и австрийский дирижер, композитор. Прославился как интерпретатор произведений Л. Бетховена, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, А. П. Бородина, П. И. Чайковского.