Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграцииСтраница 75
2. Проблема отграничения педагогической интеграции от близкородственных педагогических понятий.
Существует настоятельная потребность в овладении педагогами навыками различения понятий интеграции, межпредметных связей, взаимосвязи, преемственности, которые в своей совокупности образуют единое лексико-семантическое поле, отражая целостную картину объединительных процессов, осуществляемых в педагогической действительности, взятой во всем многообразии признаков, свойств, связей и отношений. Нередко одни и те же факты в педагогике интерпретируются как проявление межпредметных связей, взаимосвязи и интеграции.
Особенно не простые отношения сложились у интеграции с межпредметными связями. Анализ литературы позволяет говорить о самых различных формах их взаимоотношений. Выделим наиболее важные из них:
1. Межпредметные связи играют роль средств реализации задач интеграции знаний. Например, указывается, что "обеспечивают интеграцию знаний, синтетическое восприятие и осмысление мира межпредметные связи" (359. С.374). Об этом же пишет Н.С.Антонов: "Основным дидактическим инструментарием . интеграции являются межпредметные связи" (13. С.29).
2. Интеграция выражает одну из форм межпредметных связей: " Традиционные межпредметные связи устанавливаются между отдельными элементами учебных предметов в целях координации их содержания и сроков изучения. В отличие от них комплексные межпредметные связи отражают направления интеграции содержания образования и проявляются в системе его комплексных единиц". Указанные формы не исключают, а дополняют друг друга: "координация и интеграция представляют собой две взаимосвязанные тенденции междисциплинарности, характерные для современного научного знания и обучения" (411. С.9).
РАЧИНСКИЙ ХРЕБЕТ , на южном склоне Б. Кавказа, в Грузии. Ок. 85 км. Высота до 2862 м. Карст.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК , (European Investment Bank), межправительственная кредитная организация Европейского сообщества. Основана в 1958. Правление в Люксембурге. Оплаченный капитал и резервы 15,3 млрд. ЭКЮ (1991). 4 представительства за рубежом. Сумма баланса 14,3 млрд. ЭКЮ (1991).
ЩЕТИННИК , род трав семейства злаков. Колоски окружены щетинками. Ок. 120 видов, преимущественно в субтропиках и тропиках; в России 3-4 вида - кормовые и сорняки. К роду щетинника относятся могар, чумиза.