Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 80

Преемственность объявляется "специфической функцией" "обеспечения интеграционных процессов в педагогических системах, ведущих к целостности учебно-воспитательной работы и ее результатов" (198. С.88). На наш взгляд, интеграция со своей стороны способна выполнять функции обеспечения преемственности. Так, в интеграционной программе курса "Философия и история образования", разработанной нами, интеграция служит средством налаживания преемственных связей между философскими и педагогическими дисциплинами.

В конце анализа проблемы отграничения педагогической интеграции от других важнейших составляющих объединительных процессов, имеющих место в педагогике (межпредметных связей, взаимосвязи и преемственности) нельзя не сказать о "разности интегративных потенциалов" рассмотренных явлений. Если межпредметные связи и взаимосвязь ограничены горизонтальными отношениями между дисциплинами (причем, взаимосвязь к тому же, как правило, ограничивается отношениями между образовательными и профессиональными знаниями, а еще конкретней - соответствующими видами образования), преемственность - в большей степени вертикальными связями между ступенями образования, то интеграция имеет по сути неограниченное поле действия: интегрировать можно практически все и вся - и умения, и навыки, и знания, и виды образования; на уровне практики, теории, методологии и даже метаметодологии. Интеграция - это своего рода "проникающая радиация", охватывающая все области педагогической деятельности: "в отличие от "взаимосвязи" при интеграции знаний различных отраслей как взаимопроникают, стирая границы отрасли и рождая новые теории, концепции" (384. С.17). Не будет натяжкой, если слова "взаимосвязь" в приведенной цитате заменим на "межпредметные связи" или "преемственность".

3. Проблема определения статуса интеграции в педагогике. В научно-педагогических исследованиях можно встретить немало примеров определения категориального статуса и интеграции Чаще всего она называется "ведущей тенденцией развития педагогического знания" (361. С.7), "тенденцией развития образования в гуманистическом обществе ХХ1 века" (39), "ведущей тенденцией в развитии форм организации обучения" (179. С.142), "тенденцией развития начального профессионального образования" (477); "закономерностью" (47). Иногда интеграцию применяют к принципам. Например, А.П.Беляева считает важнейшим принципом построения содержания профессиональной подготовки принцип интеграции и дифференциации. В основе его "лежит ведущая идея содержания профессиональнопедагогического образования, заключающаяся в создании интегрированных учебных планов и программ для групп рабочих профессий и типовой учебно-программной документации в двух-трех модификациях ." (43.С.119).

Страницы: 76 77 78 79 80 81 82 83 84

ЛЕПЕХИН Иван Иванович (1740-1802) , российский путешественник и натуралист, академик Петербургской АН (1768). Руководил экспедицией АН 1768-72 в Поволжье, на Урал и север Европейской части России. Основной труд "Дневные записки путешествия..." (т. 1-4, 1771-1805) - одно из крупных произведений русской научной мысли 18 в.

ЦЕЦИЛИЯ (Кикилия) (2 или 3 в .), христианская мученица, широко почитаемая в Западной церкви. Память 22 ноября.

ДАМДИНОВ Николай Гермаевич (р . 1932), бурятский писатель, народный поэт Бурятии (1973). Сборник стихов и поэм "Четыре неба" (1965), "Апрель" (1973), "На этой планете" (1979). Киносценарии, пьесы, публицистика, переводы (в т. ч. маленьких трагедий А. С. Пушкина).