Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграцииСтраница 80
Преемственность объявляется "специфической функцией" "обеспечения интеграционных процессов в педагогических системах, ведущих к целостности учебно-воспитательной работы и ее результатов" (198. С.88). На наш взгляд, интеграция со своей стороны способна выполнять функции обеспечения преемственности. Так, в интеграционной программе курса "Философия и история образования", разработанной нами, интеграция служит средством налаживания преемственных связей между философскими и педагогическими дисциплинами.
В конце анализа проблемы отграничения педагогической интеграции от других важнейших составляющих объединительных процессов, имеющих место в педагогике (межпредметных связей, взаимосвязи и преемственности) нельзя не сказать о "разности интегративных потенциалов" рассмотренных явлений. Если межпредметные связи и взаимосвязь ограничены горизонтальными отношениями между дисциплинами (причем, взаимосвязь к тому же, как правило, ограничивается отношениями между образовательными и профессиональными знаниями, а еще конкретней - соответствующими видами образования), преемственность - в большей степени вертикальными связями между ступенями образования, то интеграция имеет по сути неограниченное поле действия: интегрировать можно практически все и вся - и умения, и навыки, и знания, и виды образования; на уровне практики, теории, методологии и даже метаметодологии. Интеграция - это своего рода "проникающая радиация", охватывающая все области педагогической деятельности: "в отличие от "взаимосвязи" при интеграции знаний различных отраслей как взаимопроникают, стирая границы отрасли и рождая новые теории, концепции" (384. С.17). Не будет натяжкой, если слова "взаимосвязь" в приведенной цитате заменим на "межпредметные связи" или "преемственность".
3. Проблема определения статуса интеграции в педагогике. В научно-педагогических исследованиях можно встретить немало примеров определения категориального статуса и интеграции Чаще всего она называется "ведущей тенденцией развития педагогического знания" (361. С.7), "тенденцией развития образования в гуманистическом обществе ХХ1 века" (39), "ведущей тенденцией в развитии форм организации обучения" (179. С.142), "тенденцией развития начального профессионального образования" (477); "закономерностью" (47). Иногда интеграцию применяют к принципам. Например, А.П.Беляева считает важнейшим принципом построения содержания профессиональной подготовки принцип интеграции и дифференциации. В основе его "лежит ведущая идея содержания профессиональнопедагогического образования, заключающаяся в создании интегрированных учебных планов и программ для групп рабочих профессий и типовой учебно-программной документации в двух-трех модификациях ." (43.С.119).
БЕРБЕРИН , алкалоид, содержащийся в листьях барбариса и других растений различных семейств. Сульфат берберина - желчегонное средство.
САЛЬЯНЫ , город (с 1916) в Азербайджане, пристань на р. Кура. Железнодорожная станция. 30,9 тыс. жителей (1991). Заводы: хлопкоочистительный, электросварочного оборудования, микроэлектродвигателей и др.; предприятия пищевкусовой промышленности.
ЕВТЫХ Аскер Кадербечевич (р . 1915), адыгейский писатель. Повести об адыгейском ауле, роман-дилогия "Улица во всю ее длину" (1965) и "Двери открыты настежь" (1973), романы "Глоток родниковой воды" (1977), "Баржа" (1983) на современные темы.