Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 218

Специальные принципы построения содержания образования: историко-генетический принцип, принцип культуросообразности, принцип интеграции содержания образования. В соответствии с требованием первого принципа необходима такая организация содержания образования, при которой была бы достигнута цель включения человека в прошлое, настоящее и будущее (Ф.Фребель). В результате история, и прежде всего история отечества, становится центральным предметом - стержнем, вокруг которого размещаются другие дисциплины. Принцип культуросообразности обусловливает необходимость проектирования такого содержания образоания, которое бы способствовало усвоению человеком экономических, социальных, правовых, ментальных культурных и других традиций своего народа; брать во внимание в процессе образования человека условия места и времени, в которых родился и предстоит ему жить (А.Дистервег). Наряду с этим принцип культуросообразности предполагает ознакомление учащихся с традициями других народов. Принцип интеграции содержания образования позволяет представить это содержание как педагогический эквивалент интеграционных процессов, охватывающих сегодня все области человеческой деятельности и познания. Этот принцип непосредственно служит целям формирования в сознании развивающегося человека интегративно-целостной картины мира.

Идеи ИЦП нашли свое применение в рамках деятельности творческого тандема "Чапаев - Хридина", основанного на идее органического синтеза научно-теоретической и конструктивно-технической функций педагогической науки. Творческая уния, связывающая педагога-ученого и педагога-практика, педагога-организатора, уже сама по себе представляет пример практической реализации интегративных идей в научно-педагогической области. Следует заметить, что данное направление, назовем его субъектно-творческим, не получила фактически никакого освещения в педагогической литературе. Деятельности этого микроколлектива обязаны своим появлением две концепции - концепция гуманитарно-педагогического центра профессионального образования и концепция создания педагогических классов в системе непрерывного начального образования и среднего профессионального образования, многие положения которых нашли применение в ходе осуществления опытно-экспериментальной работы по гуманитаризации и педагогизации профессионального (232, 233 ).

Страницы: 214 215 216 217 218 219 220 221 222

ТЕРМОРЕГУЛЯТОР , устройство для автоматического поддерживания температуры на заданном уровне в помещении, сосуде, трубопроводе и т. п. Состоит из измерительного преобразователя (датчика) и исполнительного органа. Различают по принципу действия датчика, напр., дилатометрические, термоэлектрические.

ЩЕТИННИК , род трав семейства злаков. Колоски окружены щетинками. Ок. 120 видов, преимущественно в субтропиках и тропиках; в России 3-4 вида - кормовые и сорняки. К роду щетинника относятся могар, чумиза.

ЧУДОВО , город (с 1937) в Российской Федерации, Новгородская обл., на р. Кересть. Железнодорожный узел (Чудово-Московское). 18 тыс. жителей (1993). Заводы: энергетического машиностроения, стекольный, железобетонных шпал; спичечная фабрика. Дома-музеи писателей Н. А. Некрасова и Г. И. Успенского.