Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 217

ИЦП во многом определили состав концептуальных положений, лежащих в основе проекта специальной гуманитарной гимназии, разработанного нами. Исходным мотивирующим фактором его создания явился общепризнанный факт отрыва современного образования от "органического слоя" культуры, имеющего в качестве своего результата дезинтеграцию человеческого существования. Эвристический фундамент проекта составил интегративно-гуманитарный подход, трансформированный в более поздних наших работах в интегративно-целостный подход. Методологическое ядро интегративно-гуманитарного подхода образовали положение о единстве и взаимосвязи всех сторон человеческого существования, человека как микрокосма мира как микрокосма. Соответственно , целью интегративно-гуманитарного подхода стал человек, взятый во всем богатстве своих внутренних и внешних связей, человек как "биопсихосоциоприроднокосмическое существо" (В.С.Шубинскпй).

Такой человек есть человек СОТРУДНИЧАЮЩИЙ. Гармонично интегрируя в себе самые различные стороны человеческого существования, как-то: познавательно-гностическую, креативно-творческую, эмоционально-чувственную, рационально-аналитическую, мистико-религиозную, деятельностно-общенческую и др., способен к диалогу с природой, социокультурным окружением, с прошлым, будущим. Внешний диалог невозможен без самодиалога: человек, не научившияся понимать самого себя, не способен понять и других.

Интегративно-гуманитарный подход обладает общими принципами реализации специальными принципами построения содержания образования. К первым мы отнесли принципы сотруднчества, самореализации, интегративно-целостной антиномности и др.

Принцип сотрудничества в данном случае предполагает равноправное партнерство всех участников педагогического процесса, соотвественно, отказ от лозунгов типа: ребенок - солнце, вокруг которого должны вращаться все педагогические средства. Учитель тоже солнце и его зачисление в разряд "средств" также аморально и неестественно, как и превращение ученика в простой объект воздействия. Следование принципу сотрудничества требует, чтобы центральной задачей школы стала не "эмансипация личности", а воспитание у подрастающего поколения "жизнеспособности" (В.Брецинка", формирования многоплановых навыков приспособления к жизни - доверия к миру, смысла жизни, воспитания воли,жизнерадостности, готовности к самосохранению путем самодисциплины и мобилизации личностных сил.

Требования принципа сотрудничества: 1) воспитание осуществляется не как процесс одностороннего внушения норм и ценностей, и как процесс взаимодеятельнрости воспитанника и воспитателя; 2) воспитание дожно строиться как процесс взаиморазвития, взаимопонимания, взаимообучения детей: главная воспитательная сила школы в самих детях, их взаимных отношениях, их взаимном влиянии (П.Ф.Каптерев); 3) педагог должен обеспечивать в ходе учебного процесса, чтобы ребенок осознавал присутствие и интересы других членов педагогического сообщества, свою зависимость от них и их зависимость от него и др.

В основу принципа самоорганизации положен известный постулат А.Швейцера: человек должен пойти на осмысленное самоизменение. Важнейшим требованием этого принципа является то, что воспитательный процесс должен быть направлен на развитие у учащихся качеств самоанализа, самодисциплины и самодеятельности. Принцип свободы требует, чтобы воспитание было направлено на развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинства при безусловном уважении права других быть свободными. Согласно принципу интегративно-целостной антиномности центральной задачей школы должно стать усвоение человеком общих закономерностей, лежащих в основе систем самой различной природы - физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных; образование должно быть направлено на воспитание человека, обладающего качеством интегрально-плюралистического видения мира, готового к "новому диалогу человека с природой" (И.Пригожин).

Страницы: 213 214 215 216 217 218 219 220 221

ЛАО-ЦЗЫ (Ли Эр) , легендарный автор древнекитайского трактата "Лао-цзы" (древнее название - "Дао дэ цзин", 4-3 вв. до н. э.), канонического сочинения даосизма. Основное понятие трактата - дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость). Вытекающий из дао образ действий - недеяние (у вэй): уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы. Правитель-мудрец должен, отвергнув роскошь и войну, возвратить народ к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим до возникновения культуры и морали.

ЕРШОВ Иван Васильевич (1867-1943) , российский певец (драматический тенор), народный артист СССР (1938). Один из выдающихся исполнителей партий в операх русских композиторов, Р. Вагнера. В 1894-1929 в Мариинском театре. Профессор Петроградской (Ленинградской) консерватории (с 1916).

ХИНТ (Hint) Ааду (р . 1909/10), эстонский писатель, народный писатель Эстонии (1965). Пьесы, историко-революционный роман "Берег ветров" (тома 1-4, 1951-66) о жизни и борьбе эстонского народа с нач. 20 в. до восстановления советской власти в Эстонии в 1940, повесть "Свой остров" (1977) о судьбах эстонских крестьян-эмигрантов в Канаде.