Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 214

Из сказанного становится ясно, что категория сотрудничества выражает сущностную доминанту ИЦП. Это обязывает нас к более подробному его рассмотрению. В глобальном смысле сотрудничество представляет собой достаточно сложное понятийное образование, включающее в себя: а) сотрудничество человека с внешним миром - природой, обществом, космосом и т.д.; б) сотрудничество с другими людьми; в) сотрудничество с самим собой; г) сотрудничество культур, языков, научных систем, различных ментальных миров и т.д. Все перечисленные виды сотрудничества так или иначе находят отражение в школьной жизни. Наряду с этим возможно выделение специфических разновидностей педагогического сотрудничества: а) сотрудничество воспитанников с воспитателем; б) сотрудничество воспитанников с воспитанником; в) сотрудничество воспитателей с воспитателями.

Все виды педагогического сотрудничества важны. Но центральное место среди них занимают отношения между воспитанником и воспитателем. Суть этих отношений выражена в известной формулировке А.Маслоу: "педагог должен помочь человеку выявить то, что в нем заложено, а не втискивать его в придуманную другими форму". Однако она, на наш взгляд, нуждается в комментариях. Дело в том, что человек с первых дней своего существования приходит в уже "окультурированный" мир, который сложился до него и независимо от него. Индивидуальная деятельность и индивидуальное сознание производны соответственно от коллективной деятельности и коллективного сознания. Так, в основе индивидуального сознания лежат "коллективные представления" (ДДюркгейм), "коллективное бессознательное" (Юнг), "коллективное сознание" (Выготский). А современные западные ученые (например, нобелевский лауреат Эксл) вообще считают, что "мозг человека является лишь приемником мысли, а не генератором ее. Лишь простейшие мысли могут рождаться собственно в мозге, но идеи, модели и проекты приходят извне - только настойся, прими и помоги реализовать" (И.Васильева. Целитель и женщина. Ч.2.- Новосибирск, 1995. С.9). То есть, имеются основания предположить: человеческое становление есть по сути процесс усвоения индивидом некоего внешнего опыта.

Итак, трудно на первый взгляд согласиться с положением А.Маслоу. С другой стороны, в нем нельзя не видеть и очевидной истины: человек не лошадь, которую можно загнать в оглобли. Более же глубокий эвристический смысл рассматриваемой формулы состоит в признании за воспитанником права БЫТЬ. "Обладание и бытие,- писал Э.Фромм, - являются двумя основными способами существования человека, преобладание одного из которых определяет различия в индивидуальных характеристиках людей и типах социального характера" (489. С.45). Если человек обладающий, "единственная цель которого больше иметь и больше использовать", "становится вещью и перестает быть человеком" (489. С.247), то для человека бытийного "рост и развитие всех потенций является той целью, которой подчинены все его усилия" (489. С.75). Говоря коротко, цель такого человека - быть самим собой, что невозможно достичь без соответствующей самореализационной деятельности. Последняя в свою очередь будет осуществляться тем эффективней, чем большее число линий сотрудничества будет ассимилирован ею. Самореализация никоим образом не может быть ограничена одной его линией - сотрудничества человека с самим собой. По меньшей мере дополнительно необходима линия сотрудничества, выражаемая биномом "воспитатель-воспитанник". Однако и ее недостаточно: педагог вряд ли сможет "помочь человеку выявить то, что в нем заложено" без "подключения" личности к линии сотрудничества, связывающей ее с миром, который пропитан "знаковостью, символичностью, нормативностью ." (173. С.13).

Страницы: 210 211 212 213 214 215 216 217 218

ГАРДИНГ (Хардинг) (Harding) Уоррен (1865-1923) , 29-й президент США (1921-1923), от Республиканской партии.

ЩЕРБАКОВ Борис Валентинович (1916-95) , российский живописец, народный художник СССР (1986), член-корреспондент Российской АХ (1992; член-корреспондент АХ СССР с 1973). Обобщающие образы русской природы ("Суворовский дуб", 1969, "Русь Подмосковная", 1972), исторические портреты деятелей русской культуры ("Лев Толстой в Ясной Поляне", 1978), портреты современников, тематические картины. Государственная премия СССР (1952).

ЧАРОТ Михась (наст . имя и фам. Михаил Семенович Кудзелька) (1896-1938), белорусский писатель. Поэмы "Босые на пожарище" (1922), "Ленин", "Белорусь лапотная" (обе 1924), сборники стихов, пьеса "На Купала" (1921), сборник рассказов "Весноход" (1924) о героике Октябрьской революции и становлении советской власти. Репрессирован; реабилитирован посмертно.