Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграцииСтраница 135
Таким образом, есть основание говорить еще об одном отличительном признаке, разделяющим типы педагогических исследований, - характере их влияния на практику и степень полезности. Фундаментальные исследования оказывают опосредованное воздействие и зачастую обладают "отсроченной (виртуальной) полезностью, прикладные, включая разработки, - непосредственное и способы быть актуально полезными. В связи с чем возникает проблема определения степени воздействия на педагогическую практику исследований различных типов. Вопрос в целом этот достаточно сложный. Здесь мы решаем его только в первом приближении. Для чего обращаемся к опыту выделения этапов и форм педагогического проектирования (В.С.Безрукова). На наш взгляд, допустима соотносительная схема:
ТИП исследования ЭТАП проектирования ФОРМА проектирования
1. Фундаментальные Моделирование Педагогические
исследования модели, концепции
2. Прикладные Проектирование Педагогические
исследования проекты
3. Разработки Конструирование Педагогические
конструкции
Тем самым, мы сближаемся с подходом, предлагаемым В.М.Полонским, кладущим в основу классификации типов педагогических исследований "фасетный метод - деление исследований на независимые классификационные группировки, характеризующие определенные свойства объектов классификации" (376. С.15). В соответствии с данным методом выделяются четыре фасета-модуля. Первый фасет - задачи исследования - характеризует работу со стороны планируемых результатов; второй фасет - результаты исследования - указывает вид знаний, продукта, полученный в итоге научной деятельности; третий фасет - адрес исследования - определяет пользователей продукта научной деятельности; четвертый фасет - вид документа - характеризует вид публикации, в которой фиксируются результаты научного исследования. Каждый фасет включает в себя множество терминов (фокусов), свойственных данному фасету и отражающих многообразие признаков, которые характеризуют различные аспекты научно-педагогические исследования. Нам представляется возможным включение в состав указанных фасетов таких показателей, как характер влияния педагогического исследования на практику непосредственное, опосредованное, этапы (уровни) и формы проектирования. Мы также считаем необходимым конкретизацию цели и задач типов исследования, выделения внутри них видов исследования. В то же время такие показатели, как "адрес пользователей" и "вид публикации", в силу их малой содержательной значимости, нами упускается. В итоге мы имеем следующую таблицу:
ГАИТИ , Республика Гаити (Republique d'Haiti), государство в западной части о. Гаити и на близлежащих островах. 27,8 тыс. км2. Население 6,9 млн. человек (1993), главным образом гаитийцы. Городское население 30,3% (1990). Официальный язык - французский. Верующие - в основном католики. Административно-территориальное деление: 9 департаментов. Столица - Порт-о-Пренс. Глава государства - президент. Рельеф гористый (высота до 2680 м, г. Ла-Сель). Климат тропический, пассатный. Среднемесячные температуры 22-28 °С. Осадков от 500 до 2000 мм в год. Судоходная р. Артибонит. Тропические листопадные и вечнозеленые леса. Национальный парк Ла-Сигадель. В древности территорию Гаити населяли индейцы. В кон. 15 в. остров завоеван испанскими конкистадорами. Колонизаторы почти полностью истребили коренное население и ввозили для работы на плантациях негров-рабов из Африки. В кон. 17 в. западная часть острова (Сан-Доминго) перешла к Франции, восточная (Санто-Доминго) - осталась у Испании. В 1791 в западной части острова началась освободительная борьба, во главе которой встал Туссен-Лувертюр, а после его пленения - Дессалин. В 1804 провозглашена независимость Сан-Доминго, ликвидировано рабство (конституционно) и восстановлено индейское название острова - Гаити. В 1822 Гаити присоединила восточную часть острова, в 1844 Санто-Доминго окончательно отделилось от Гаити, образовав Доминиканскую Республику. В 1915-34 Гаити была оккупирована войсками США. В годы 2-й мировой войны США превратили Гаити в свою военную и сырьевую базу. Власть постоянно удерживали правительства, тесно связанные с США. В 1957 - нач. 1986 у власти находились диктатор Дювалье и его семейство. После свержения диктатуры внутриполитическое положение в стране остается нестабильным. Избранный в декабре 1990 президент в сентябре 1991 в результате военного переворота отстранен от должности и изгнан из страны. Гаити - аграрная страна, одна из наиболее отсталых в Латинской Америке. Доля в ВВП (1991, %): сельское хозяйство 34, промышленность 13,2. Главные товарные сельскохозяйственные культуры: кофе, сизаль, сахарный тростник. Лов крабов, креветок, омаров. Добыча бокситов. Пищевкусовая, легкая промышленность. Предприятия по производству электронных компонентов, главным образом на экспорт. Производство электроэнергии 359 млн. кВт·ч (1991/92). Экспорт: кофе, бокситы, сахар. Основной внешнеторговый партнер - США. Денежная единица - гурд.
МОКАСИНЫ , 1) у индейцев Сев. Америки - мягкая обувь, сшитая из одного или трех кусков кожи, без твердой подошвы, украшенная орнаментом...2) Эластичная обувь с различного рода вставками (вплетенными, втачанными, настроченными) в области союзки.
ЛАО-ЦЗЫ (Ли Эр) , легендарный автор древнекитайского трактата "Лао-цзы" (древнее название - "Дао дэ цзин", 4-3 вв. до н. э.), канонического сочинения даосизма. Основное понятие трактата - дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость). Вытекающий из дао образ действий - недеяние (у вэй): уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы. Правитель-мудрец должен, отвергнув роскошь и войну, возвратить народ к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим до возникновения культуры и морали.