Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 131

Другой подход к классификации педагогических исследований - науковедеческий - дает возможность учитывать взаимоотношения между наукой, техникой, производственной деятельностью, цели, задачи и результаты исследований". К науковедческим классификациям относится выделение таких типов педагогических исследований, как фундаментальные, прикладные и разработки. Автором приводится четкая характеристика данных типов. Фундаментальные исследования открывают закономерности педагогического процесса, общетеоретические концепции науки, разрабатывают ее методологию, историю. В целом они направлены на расширение научных знаний, указывают пути научного поиска, создают базу для прикладных исследований и разработок (1) .

1. Надо сказать, что В.М.Полонский в описаниях содержания фундаментального типа педагогического исследования выходит за рамки своего определения понятия "Исследования в области педагогики", сводящего последние к процессу и результату "научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях процесса воспитания, его структуре и механизме, теории методики организации учебно-воспитательного процесса, его содержания, принципах, организационных методах и приемах" (376. С.9). фундаментальные, но могут и предшествовать им; выступают в качестве промежуточного звена между наукой и практикой, фундаментальными исследованиями и разработками, нацелены на получение практического результата. Разработки непосредственно обслуживают практику, содержат конкретные указания по воспитанию и обучению, методам и формам организации различных видов деятельности. К ним относятся: программы, инструктивно-методические рекомендации. То есть "исследования в области педагогики сводились к изучению только педагогического процесса, в стороне оставался такой важный объект исследования, как педагогическая наука. Поэтому точнее звучит формулировка чешского педагога Я.Скалковой: "Исследование представляет собой процесс, ведущий к формированию новых научных знаний" (430. С.173).

В педагогике имеется весьма богатая гамма классификаций типов исследований, в которых в той или иной мере находят отражение оба названных подхода, но главным образом последний - науковедеческий. Так, А.И.Пискунов и Г.В.Воробьев называют три типа исследования: 1) общетеоретические, среди которых выделяются в свою очередь ретроспективные, констатирующие и прогностические исследования; 2) экспериментальные, включающие в себя констатирующие, преобразующие и поисковые исследования; 3) прикладные (установочно-инструктивные) исследования (457. С.3). На несколько иных основах строит свою типологию исследований В.Е.Гмурман, выделяющий: а) эмпирические (по преимуществу описательные); б) опытно-теоретические (к ним относится, например, теоретическое обобщение передового педагогического опыта); в) экспериментально-теоретические (отвечающие требованиям научно-организованного эксперимента); г) рефлексивно-теоретические (например, исследования логико-методологических проблем), (315. С.22). Чешские педагоги предлагают свою версию типологии педагогических исследований, выделяя их: а) по продолжительности исследования; б) в соответствии с их различием в глубине познания; в) по мере полноты исследования; г) с точки зрения функции исследования. В группе "а" помещаются краткосрочные и долгосрочные исследования; в группе "б" - 1) описательные (диагностические), 2) экспликативные, объясняющие явления и их причины, верифицирующие рабочие гипотезы; 3) эвристические, служащие для создания новых "широких теоретических концепций"; в группе "в" - частные исследования, позволяющие познать отдельные аспекты действительности и комплексные исследования, изучающие объекты в разных аспектах и с позиций разных наук; в группе "г" - фундаментальные и прикладные исследования (376. С.173-177).

Страницы: 127 128 129 130 131 132 133 134 135

БРОСОВЫЙ ЭКСПОРТ , см. Демпинг.

ПОДЗОР , 1) в архитектуре - декоративные деревянные доски с глухой или сквозной резьбой или металлические полосы с прорезным узором, окаймляющие свесы кровли. 2) Кружевная кайма, оборка на чем-либо.

ДЖОРДЖТАУН (Georgetown) , столица Гайаны. 150,4 тыс. жителей (1986). Порт на Атлантическом ок. Международный аэропорт. Пищевые, деревообрабатывающие предприятия. Университет. Крупнейший в мире деревянный собор (19 в.). Джорджтаун основан в кон. 18 в. голландцами под названием Таброк (или Стабрук). С 1784 центр голландских колоний в Юж. Америке. В нач. 19 в. перешел во владение англичан; с 1812 стал называться Джорджтаун. В 1831-1966 центр Британской Гвианы, с 1966 столица Гайаны.