Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграцииСтраница 134
4. Не всякое теоретическое знание можно реализовать практически "поскольку практика имеет дело со всеобщим в его конкретных проявлениях, а научное знание - с конкретным во всеобщих его характеристиках" (403. С.92). Трансформация теоретического знания может быть осуществлена через ряд опосредований: фундаментальное знание - прикладное знание - технолого-педагогическое знание ( разработки). Тем самым допускается возможность существования исследований, которые не имеют непосредственного влияния на практику и "ориентируются не на быстрое практическое использование, а на более длительную перспективу" (430. С.178). Речь прежде всего здесь идет об исследованиях фундаментального характера. В связи с чем приведем еще одно высказывание: "Существует два основных влияния педагогической науки на совершенствование практики: прямой и косвенный. Прямое воздействие на практику оказывают преимущественно прикладные исследования и разработки, содержащие конкретные научно-обоснованные рекомендации. Что же касается методологических исследований, то они, в конечном счете, тоже служат практике, но влияют на нее обычно не прямо, а косвенно, опосредованно через совершенствование деятельности ученых , разрабатывающих теорию" (433. С.117). Еще более определенней на этот счет высказываются представители других дисциплин. Так, по мнению К.А.Тимирязева "никакая мысль не может принести столько вреда успехам умественным и материальным, как убеждение, будто наука в своем поступательном движении должна руководствоваться утилитарными целями" (300. С.17). Примерно о том же рассуждение физика Пуанкаре: наука, созданная исключительно в прикладных целях невозможна; плодотворны истины тогда, когда между ними есть внутренняя связь. Если же ищешь только тех истин, от которых можно ждать непосредственных практических выводов, то связанные звенья исчезают и цепь разрушается ( с.94). И еще один афоризм: любая попытка подчинить развитие науки только задачам производства может принести большой ущерб развитию самого производства (В.М.Глушко). В то же время Комитет, специально созданный министерством обороны США, давая определение понятию "фундаментальное исследование", дал следующий набор его признаков: а) Не соотнесено с каким-либо конкретным результатом; б) бесполезно решительно для всех; в) ищет знание, которого пока нет; г) ведется исследователем, который не в состоянии объяснить, чем именно он занят; ж) всегда ново и проводится, как правило, в области, не имеющей практического значения. Есть возможность избегать таких исследовательских потерь. Но это может быть достигнуто "только в результате полного отказа от новых проектов" (300. С.13).
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна (р . 1954), русская писательница, участница правозащитного движения. В 1983 была приговорена к 7 годам заключения. С 1986 в эмиграции в Англии, затем в США. Стихи распространялись в самиздате и публиковались на Западе. В поэзии - религиозные мотивы, тема ответственности личности и борьбы за духовную независимость. Сборники стихов: "Стихи" (1984), "Вне лимита" (1985), "Я доживу" (1986), "Серый - цвет надежды" (1989) и др.
БЕЙСИ (Basie) Каунт (наст . имя Бейси Уильям) (1904-84), американский джазовый пианист. В 1930-е гг. организовал оркестр, который сконцентрировал в своем исполнении наиболее типичные качества свинга. Создал ряд самобытных исполнительских приемов, придав свингу особый динамизм и глубину. Заложил основы стилей современного джаза, впоследствии развитые музыкантами бопа и кула. Внес новые черты в технику ансамблевого музицирования. Создал целое направление в рамках стиля свинг, связанное в первую очередь с развитием негритянского джаза.
ЛАВИНИЯ (лат . Lavinia), в римской мифологии дочь царя Латина, отданная им в жены прибывшему из-под Трои Энею. В ее честь город, построенный Энеем, был назван Лавиниум.