Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 136

Заложенный в основу приведенной классификации фасетный метод, дал нам возможность выстроить достаточно логичную систему типов исследований интеграционных процессов в педагогике. Основными показателями ее выступает- дедуктивность, взаимозависимость включенных элементов, открытость.

Дедуктивность выражается в выведении последующих составляющих из предшествующих. Прежде всего это касается целей, задач и объектов исследования; взаимозависимость проявляется во взаимном их влиянии друг на друга; обеспечивающем определенную целостность системы; открытость - в способности последней развиваться и соответственно трансформироваться.

Итак, в параграфе представлен семифасетный классификатор типов интегративно-теоретических исследований, имеющий в качестве своих показателей: 1) тип и вид исследований; 2) цель и задачи исследования; 3) объект исследования; 4) характер влияния на образовательно-воспитательную практику; 5) уровень проектирования; 6) форму проектирования; 7) результат исследования. В качестве основных типов интегрально-педагогических исследований согласно традициям выделены фундаментальные, прикладные исследования и разработки.

4.2. Логика исследования интеграционных процессов в педагогике

Логика исследовательского процесса в целом характеризуется в научной литературе как определенная последовательность теоретических, опытных и экспериментальных действий, направленных на решение научной проблемы. В уточненном виде это выглядит как "последовательность этапов, задач, где движение познания внутри этапа, при переходе от решения одной задачи к решению другой, обусловливается определенной методикой, которая должна соответствовать задаче" (187.С.27). Иногда в научно-педагогической литературе используется понятие "структура исследовательского процесса", - "последовательность этапов научной работы, необходимых и достаточных для решения проблемы ." ( 315 С.78). Как видим, существенного различия в приведенных определениях нет. поэтому есть основания утверждать об известной идентичности данных понятий. Наряду с этим мы считаем более удачным первое - "логика исследовательского процесса", ибо оно передает лучше последовательный характер движения исследовательского процесса. "Структура" же больше свидетельствует о морфологических характеристиках.

Страницы: 132 133 134 135 136 137 138 139 140

РАПАНЫ , род морских брюхоногих моллюсков. 3 вида. Обитающий в Японском м. вид рапана был занесен в 1930-х гг. в Черное м. и размножился в нем. Причиняют вред, уничтожая устриц. Мясо рапана съедобно, раковина декоративна.

ДЕЖНЕВ Семен Иванович (ок . 1605-73), русский землепроходец. В 1648 совместно с Ф. А. Поповым (Федотом Алексеевым) проплыл от устья Колымы в Тихий ок., обогнул Чукотский п-ов, открыв пролив между Азией и Америкой.

ФЛОРИДСКИЙ ПРОЛИВ , между п-овом Флорида и о-вами Куба и Багамскими. Соединяет Мексиканский зал. с Атлантическим ок. Длина 651 км, наименьшая ширина 80 км, глубина от 150 до 2085 м. Основные порты: Гавана и Майами.