Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграцииСтраница 137
При выделении этапов исследовательского процесса. называются инвариантные и вариантные логики. Инвариантная логика предполагает принадлежность ко всем педагогическим исследованиям и может включать в себя: 1) определение целей исследования; 2) установление объекта изучения; 3) изучение известного об объекте; 4) постановка проблемы; 5) определение предмета исследования; 6) выдвижение гипотезы; 7) построение плана исследования; 8) осуществление намеченного плана, корректирующего по ходу исследования; 9) проверка гипотезы; 10) определение значения найденного решения проблемы для понимания объекта в целом; 11) определение сферы применения найденного решения (433. С.85). Вариативная логика строится в соответствии со спецификой типа исследования, условий его осуществления.
Встречаются попытки различения логик фундаментального и прикладного типов педагогических исследований. Фундаментальное исследование своим отправным пунктом имеет построение гипотетической теоретической схемы абстрактного характера. Следующий этап - наложение исходной абстракции на действительность и определение форм проявления сущности в самой действительности. Таким образом постулируется дедуктивный путь познания: от абстрактного - к конкретному. Логика прикладного исследования несколько иная. Первый этап выявление и описание через призму уже имеющейся теории тех недостатков педагогической практики, которые нужно преодолеть; второй - разработка средств их преодоления; третий этап - по мере необходимости проведение эксперимента на предмет проверки эффективности средств; четвертый связан с разработкой проектов деятельности и их реализации в ходе опытной работы (136. С.41-42). Иногда разграничиваются этапы эмпирического исследования, с одной стороны, и теоретического - с другой. При этом к первым причисляются принятие цели; выбор материального объекта; выбор пути и методов экспериментального исследования; выполнение экспериментального исследования; соотнесение полученных результатов с теорией. Круг этапов теоретического исследования содержит в себе принятие цели; построение теоретического объекта; выбор пути и методов теоретического исследования; выполнение теоретического исследования; соотнесение полученных результатов с данными экспериментов (385. С.119).
УРЕНЬ , город (с 1973) в Российской Федерации, Нижегородская обл., на р. Уста. Железнодорожная станция. 13,5 тыс. жителей (1992). Лесохимический, льнообрабатывающий и другие заводы.
ЧУЛЫМО-ЕНИСЕЙСКАЯ КОТЛОВИНА , в горах Юж. Сибири, в Красноярском кр., между Кузнецким Алатау на западе и Вост. Саяном на востоке, Батеневским кряжем на юге и хр. Арга на севере. Высота до 550 м. Дренируется реками Енисей и Чулым. Много озер. Месторождения бурого угля (см. Канско-Ачинский угольный бассейн).
ЗЕРНОГРАНУЛИТЫ , взрывчатые сыпучие смеси гранулированной аммиачной селитры с тротилом. Теплота взрыва 4,0-4,3 МДж/кг. Применяются в скважинных зарядах на земной поверхности и в шахтах.