Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 110

Компоненты интеграции - это ее структурные единицы, взаимодействие которых и обеспечивает получение соответствующего интегрального результата. На уровне неживой природы в качестве компонентов синтеза могут выступать атомы и молекулы; в биологических системах - биологические структуры и функции; в социальной сфере - индивиды, группы, организации и т.д. Компонентами научной интеграции являются знания, их составляющие: факты, понятия, принципы и т.д. Так, роль компонентов интеграции педагогического и технического знания играют сами указанные знания. На уровне содержания образования композиционными элементами синтеза могут стать предметные знания о природе, обществе, мышлении, технике; знания о способах человеческой деятельности; знания о способах творческой деятельности; знания о системе отношений друг к другу. Возможно различное сочетание, варьирование компонентов педагогической интеграции:

а) внутриструктурная интеграция: понятия с понятиями, принципы с принципами, знания с знаниями, умения с умениями и т.д.;

б) межструктурная интеграция: знания с умениями, знания с опытом творческой деятельности;

в) внешняя интеграция: компоненты содержания с теми или иными формами, методы со средством и т.д.

В число компонентов педагогической интеграции мы включаем также элементы "логической структуры" интеграции (18, 26): базис - кооперирующую дисциплину, определяющую интегративную цель и выражающую на своем языке интегративный результат; задачу - исходную проблему, формируемую в пределах либо базовой, либо соучаствующей в кооперации дисциплиной, либо же вне обеих дисциплин - на общенаучном уровне или на уровне методологической рефлексии; орудие - теоретический и технический инструмент, связанная с ним методика исследования, а также средство, представляемое в распоряжение кооперирующих дисциплин третьей стороной. Приведенные элементы могут рассматриваться в более широком плане, что будет продемонстрировано в нашей работе. Например, они используются нами при описании интегративных явлений, выходящих за рамки дисциплинарного синтеза, входить в трансформированном виде в состав содержания технологической инфраструктуры интегративно-педагогической деятельности.

Страницы: 106 107 108 109 110 111 112 113 114

ЦЕНТРАЛЬНОИНДИЙСКИЙ ХРЕБЕТ , часть подводного срединно-океанического хребта в Индийском ок., от Южного тропика до района о. Амстердам. Длина 2300 км. Наименьшая глубина над гребнем 1145 м.

ЕДИНОЕ , центральное понятие неоплатонизма, трансцендентное безличное первоначало, превышающее все сущее и все мыслимое. Намеченное у Платона, развито Плотином.

РАДОСЛАВОВ Васил (1854-1929) , премьер-министр Болгарии в 1886-87, 1913-18. Один из основателей (1887) и лидер Либеральной партии (т. н. радослависты), существовавшей до 1920. Проводил прогерманскую политику. С 1918 в Германии.