Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 109

1. Как организовать процесс усвоения знаний, чтобы они целостно "входили" в личность;

2. Как возможно человекоразмерное познание нечеловекоразмерного объекта.

От решения первой проблемы зависит степень адекватности отражения мира как системного объекта, без чего невозможно построение синтетической картины мира. Во втором случае мы оказываемся перед альтернативой: либо ориентироваться в познании действительности на силы и возможности естественного человека, но тогда возникает необходимость усечения объекта познания до человекоразмерности, что равно отказу от социальности - возврату в исходное животное состояние биологической особи, не нуждающееся в коллективном мышлении, речи; либо ориентироваться на нечеловекоразмерное окружение, но в таком случае неизбежна дифференциация нечеловекоразмерного объекта, неизбежно "смешение языков", так как лишь таким способом можно строить человекоразмерными средствами нечеловекомразмерную Вавилонскую башню социализированного знания (312. С.129, С.130).

Педагогика наряду с философией вносила и вносит решающий вклад в разрешение выдвигаемых дилемм. И в первую очередь это относится к интегративной традиции, уходящей глубоко корнями в историю развития содержания образования. По сути своей процесс превращения нечеловекоразмерной системы знаний в человекоразмерную и есть педагогизация в ее глобальном толковании. "Планы универсального колледжа, универсальных школ, универсального знания . легли в основу обстоятельнейшего "Всеобщего совета", который можно рассматривать как дополнение Каменского к "Великому восстановлению "Бэкона" (цит.по: 312. С.139). Всю свою жизнь посвятил Ян Амос Каменский созданию "Пансофии", под которой он понимал совокупность энциклопедических знаний о природе и обществе, необходимых для усвоения учащимися.

Практический синтез структурно не ограничивается содержательной интеграцией. Проведенный нами в первом параграфе анализ интегративно-педагогической литературы, а также опыта педагогической интеграции свидетельствует о наличии в составе практического синтеза глобальной интеграции, институциональной интеграции, технологической интеграции, коммуникативной интеграции, интеграции педагогических форм, средств и. т. Но в любом случае он будет иметь личностно-деятельностную форму бытия, осуществляясь, как правило, на уровне самой действительности, в то время как теоретический синтез реализуется на уровне знаний о действительности, а методологический - на уровне знаний о знаниях. Это верно, несмотря на известную условность различения данных уровней. Основываясь на учении К.Поппера о "трех мирах" (437. С.236), с учетом необходимых в таких случаях допущений можем констатировать следующее: методологический и теоретический уровни интеграции "местом обитания" имеют "мир знаний", а практический синтез - "физический мир" и "ментальный мир".

Страницы: 105 106 107 108 109 110 111 112 113

ЛИВАНОВ Борис Николаевич (1904-72) , российский актер, народный артист СССР (1948). С 1924 во МХАТе. Среди ролей: Швандя ("Любовь Яровая" К. А. Тренева), Ноздрев ("Мертвые души" по Н. В. Гоголю), Соленый ("Три сестры" А. П. Чехова) и др. Снимался в фильмах: "Дубровский", "Адмирал Ушаков" и др. Государственная премия СССР (1941, 1942, 1947, 1949, 1950, 1970).

ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРОЕКТОР , безлинзовое устройство, создающее увеличенное изображение поверхности, эмиттирующей электроны. Эмиттированные катодом (в виде острия) электроны (автоэлектронная эмиссия) ускоряются сильным радиальным электрическим полем и, попадая на внутреннюю поверхность камеры, покрытую флуоресцирующим слоем, создают увеличенное изображение острия.

НЕМЕЦКАЯ СЛОБОДА , 1) место поселения иностранцев в городах России 16-17 вв. 2) См. Кукуй.