Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на урокахСтраница 44
Всмотритесь в примеры. Сделайте общий вывод.
Ценность подобных упражнений в том, что они требуют от учащихся применения усваиваемого материала в новых усложнённых ситуациях, проявления творческого отношения к выполнению учебных заданий.
Таким образом, в результате многократного целенаправленного выполнения школьниками тренировочных упражнений происходит качественное изменение их знаний, совершаемых действий. Знания обогащаются, упрочиваются, приобретают действенность. Они дольше сохраняются, лучше используются учеником при решении учебных задач более высокого уровня. Происходит специализация совершаемых операций, закономерный переход от осмысленного к привычному выполнению действий. Отрабатываемое практическое действие начинает приобретать свойство навыка. Оно совершается быстро, легко, уверенно, при постоянстве и повторении определённой части внешних условий. Общая структура таких действий, способы их выполнения не варьируются, они остаются неизменными.
Творческие упражнения используются на этапе применения учащимися усваиваемых знаний, умений и навыков в разнообразной творческой практической деятельности. Действие на уровне навыка может совершаться в обстановке, отличной от условий его формирования, становится важным средством осуществления сложной творческой деятельности, решения более важных жизненных задач, достижения новых, более широких целей.
Процесс выполнения работ творческого характера всемерно содействует развитию познавательных сил и способностей учащихся, непрерывному их совершенствованию. Рациональное использование школьниками усваиваемого учебного материала в изменяющихся условиях всегда сопровождается сосредоточением их внимания, волевых усилий, преодолением встречающихся трудностей, вызывающих эмоциональные переживания, положительное и ответственное к учению. Всё это содействует успешному развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления, речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей, что в свою очередь, приводит к успешному овладению более сложным учебным материалом.
Выполнение творческих упражнений имеет важное значение для совершенствования применяющихся при этом многочисленных знаний, умений и навыков. «Грамматические знания и умения, речевые и орфографические навыки, — говорится в программе восьмилетней школы, — можно считать вполне усвоенными и прочными лишь в том случае, если они будут применяться учащимися в их высказываниях, и не только в словах и предложениях, но и в изложениях и сочинениях.»[7]
В процессе подбора и выполнения творческих упражнений в соответствии с учебной программой соблюдается определённая постепенность. Задания по мере упрочения применяющихся в них знаний, умений, навыков постепенно усложняются.
КИРПИЧЕВ Виктор Львович (1845-1913) , русский ученый, автор многих трудов и учебных руководств по теоретической и прикладной механике и сопротивлению материалов. Первый директор Харьковского технологического (1885-98) и Киевского политехнического (с 1898, уволен в 1902 в связи со студенческими волнениями) институтов.
ЛАО-ЦЗЫ (Ли Эр) , легендарный автор древнекитайского трактата "Лао-цзы" (древнее название - "Дао дэ цзин", 4-3 вв. до н. э.), канонического сочинения даосизма. Основное понятие трактата - дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость). Вытекающий из дао образ действий - недеяние (у вэй): уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы. Правитель-мудрец должен, отвергнув роскошь и войну, возвратить народ к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим до возникновения культуры и морали.
ОСНОВНОСТЬ в металлургии , отношение (в % по массе) содержания основных и кислых оксидов в железорудных материалах, а также в доменных, сталеплавильных и других шлаках.