Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках
Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках
Страница 45

Говоря о необходимости проведения, например, цикла письменных работ нарастающей трудности, В.А. Добромыслов отмечал: «Подбирая упражнения, необходимо иметь в виду цель, которая должна быть достигнута. Эта цель заключается в том, чтобы школьники научились свободно и правильно пользоваться изученными формами и оборотами речи в соответствующих высказываниях, соблюдая орфографические и пунктуационные правила, связанные с используемыми категориями в письменной речи. Достижение этой цели требует ряда упражнений в определённой последовательности, начиная от более лёгких и кончая трудными».[8]

Проследим это на примере выполнения учащимися начальных классов письменных творческих работ на уроках русского языка (см. табл.[9] № 1).

К самостоятельному применению усваиваемых знаний, умений, навыков в работах творческого характера опытные учителя готовят учащихся постепенно, планомерно, с учётом их возрастных особенностей и подготовленности. Самостоятельному составлению, например, сочинений, требующих от школьников свободного письменного изложения своих мыслей, предшествует предварительное выполнение ими многочисленных упражнений, в которых количество элементов самостоятельной творческой деятельности постепенно увеличивается.

Проследим это на примере системы упражнений учительницы начальных классов школы № 30 Г.А. Гутниковой.2 На наш взгляд, эта система действительно построена по принципу от простого к сложному, от воспроизводяще-творческой деятельности учащихся к творческой. При выполнении этих упражнений учащиеся должны постепенно подводится к выполнению собственно творческих заданий.

1. Подготовка и запись предложений по картинке с грамматическим заданием.

2. Составление и запись предложений по картинке на определённую тему.

3. Подготовка и запись ответов на вопросы на основе рассмотрения картины.

Таблица № 1

I класс

II класс

III класс

1.

Подготовка ответов на вопросы, объединённые темой.

Разделёние текста небольшой статьи (с помощью учителя) на законченные по смыслу части; формулирование заголовков к ним в форме вопросов или повествовательных предложений.

Самостоятельное составление плана прочитанной статьи, рассказа.

2.

Составление предложений, объединённых одной темой.

Составление предложений на основе наблюдения природы, общественных явлений, процессов труда.

Самостоятельное составление и запись предложений по вопросам учителя, на основе наблюдения природы, процессов труда.

3.

Составление предложений по сюжетам картины.

Составление и запись рассказа по нескольким картинам на основе коллективно составленного плана.

Составление и запись рассказа по одной картине и по отдельным эпизодам кинофильмов, оценкам детских спектаклей.

4.

Изложение (под руководством учителя) текста в 30–40 слов по 2–3 готовым вопросам или данному плану.

Изложение текста в 40–60 слов по плану (3–6 пунктов), составленному коллективно под руководством учителя.

Изложение текста в 70–90 слов по плану, составленному учащимися самостоятельно.

5.

Составление и запись рассказа (под руководством учителя) о своих играх, забавах, работе.

Самостоятельное составление и запись рассказа о детских играх, забавах, работе, прогулке, а также по наблюдениям за природой и трудом людей.

Самостоятельное составление и запись рассказа о случае из своей жизни с элементами рассуждений, об экскурсии, жизненных наблюдениях, о работе.

Страницы: 41 42 43 44 45 46 47 48 49

ЦИРРОЗ , сморщивание и деформация органа вследствие разрастания в нем соединительной ткани. Термин "цирроз" употребляется и как синоним склероза.

ОППЕЛЬ Владимир Андреевич (1872-1932) , российский хирург, основатель научной школы, один из основоположников хирургической эндокринологии в России. Дал научное обоснование этапному лечению раненых. Труды по коллатеральному кровообращению, травматологии, военно-полевой хирургии.

ОЛЬБРАХТ (Olbracht) Иван (наст . имя Камил Земан, Zeman) (1882-1952), чешский писатель. Участник Движения Сопротивления. Роман "Анна-пролетарка" (1928) о революционных событиях в Чехословакии в 1920, в романе "Николай Шугай, разбойник" (1933) - сочетание реалистического и фантастико-романтического планов.