Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках
Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках
Страница 45

Говоря о необходимости проведения, например, цикла письменных работ нарастающей трудности, В.А. Добромыслов отмечал: «Подбирая упражнения, необходимо иметь в виду цель, которая должна быть достигнута. Эта цель заключается в том, чтобы школьники научились свободно и правильно пользоваться изученными формами и оборотами речи в соответствующих высказываниях, соблюдая орфографические и пунктуационные правила, связанные с используемыми категориями в письменной речи. Достижение этой цели требует ряда упражнений в определённой последовательности, начиная от более лёгких и кончая трудными».[8]

Проследим это на примере выполнения учащимися начальных классов письменных творческих работ на уроках русского языка (см. табл.[9] № 1).

К самостоятельному применению усваиваемых знаний, умений, навыков в работах творческого характера опытные учителя готовят учащихся постепенно, планомерно, с учётом их возрастных особенностей и подготовленности. Самостоятельному составлению, например, сочинений, требующих от школьников свободного письменного изложения своих мыслей, предшествует предварительное выполнение ими многочисленных упражнений, в которых количество элементов самостоятельной творческой деятельности постепенно увеличивается.

Проследим это на примере системы упражнений учительницы начальных классов школы № 30 Г.А. Гутниковой.2 На наш взгляд, эта система действительно построена по принципу от простого к сложному, от воспроизводяще-творческой деятельности учащихся к творческой. При выполнении этих упражнений учащиеся должны постепенно подводится к выполнению собственно творческих заданий.

1. Подготовка и запись предложений по картинке с грамматическим заданием.

2. Составление и запись предложений по картинке на определённую тему.

3. Подготовка и запись ответов на вопросы на основе рассмотрения картины.

Таблица № 1

I класс

II класс

III класс

1.

Подготовка ответов на вопросы, объединённые темой.

Разделёние текста небольшой статьи (с помощью учителя) на законченные по смыслу части; формулирование заголовков к ним в форме вопросов или повествовательных предложений.

Самостоятельное составление плана прочитанной статьи, рассказа.

2.

Составление предложений, объединённых одной темой.

Составление предложений на основе наблюдения природы, общественных явлений, процессов труда.

Самостоятельное составление и запись предложений по вопросам учителя, на основе наблюдения природы, процессов труда.

3.

Составление предложений по сюжетам картины.

Составление и запись рассказа по нескольким картинам на основе коллективно составленного плана.

Составление и запись рассказа по одной картине и по отдельным эпизодам кинофильмов, оценкам детских спектаклей.

4.

Изложение (под руководством учителя) текста в 30–40 слов по 2–3 готовым вопросам или данному плану.

Изложение текста в 40–60 слов по плану (3–6 пунктов), составленному коллективно под руководством учителя.

Изложение текста в 70–90 слов по плану, составленному учащимися самостоятельно.

5.

Составление и запись рассказа (под руководством учителя) о своих играх, забавах, работе.

Самостоятельное составление и запись рассказа о детских играх, забавах, работе, прогулке, а также по наблюдениям за природой и трудом людей.

Самостоятельное составление и запись рассказа о случае из своей жизни с элементами рассуждений, об экскурсии, жизненных наблюдениях, о работе.

Страницы: 41 42 43 44 45 46 47 48 49

ЖАНР (франц . genre) (в искусстве), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие "жанр" обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще. В каждом виде искусства система жанров слагается по-своему. В литературе жанр определяется на основе принадлежности произведения к роду литературному, преобладающего эстетического качества (идейно-оценочного настроения - сатирического, патетического, трагического), объема произведения и способа построения образа (символика, аллегория, документальность): эпический жанр (героическая поэма, роман, рассказ), лирический (ода, элегия, стихотворение, песня), драматический (трагедия, комедия); более дробное деление исходит из преобладающей тематики (роман бытовой, психологический). В изобразительном искусстве - на основе предмета изображения (портрет, натюрморт, пейзаж, историческая или батальная картина), а иногда и характера изображения (карикатура, шарж). В музыке жанры различаются по способу исполнения (вокальные - сольные, ансамблевые, хоровые; вокально-инструментальные; инструментальные - сольные, ансамблевые и оркестровые), по назначению (прикладные жанры - марш, танец, колыбельная песня и др.), по содержанию (лирические, эпические и драматические), по месту и условиям исполнения (театральные, концертные, камерные, киномузыка и др.). В 20 в. происходит интенсивный процесс взаимодействия и модификации жанров.

ХАРАКТЕРОЛОГИЯ (от характер и ...логия), учение о характере человека. В узком смысле - течение немецкой психологии 1-й пол. 20 в., разрабатывавшее проблемы типологии и структуры личности в духе идей философии жизни, гештальтпсихологии, различных направлений глубинной психологии и т. д. Термин введен Ю. Банзеном, автором первой системы характерологии (1867). Главные представители: Л. Клагес, Э. Кречмер, К. Г. Юнг, Ф. Лерш и др.

УПАНИШАДЫ (санскритское - сокровенное знание) , заключительная часть вед, их окончание ("веда-анта"); основа всех ортодоксальных (принимающих авторитет вед) религиозно-философских систем Индии, в т. ч. веданты. Из св. 200 упанишад ок. 10 считаются главными. Время создания 7-3 вв. до н. э. - 14-15 вв. н. э. Разнообразное содержание упанишады подчинено практическим целям достижения духовного освобождения. В центре упанишады - учение о тождестве брахмана и атмана.