Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках
Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках
Страница 43

Возникает необходимость в подборе и выполнении второго вида тренировочных упражнений, задания которых требуют от учащихся комплексного применения изучаемых и ранее усвоенных знаний, умений и навыков в новых условиях, в различных ситуациях.

Специфической особенностью этих упражнений является то, что они включают в себя материал на систему правил.

Особенностью упражнений по комплексному применению новых и ранее усвоенных знаний, умений и навыков является также то, что при их выполнении обеспечивается установление у школьников разносторонних внутренних связей между закрепляемым и повторяемым учебным материалом, что обусловливает более высокую степень познавательной и практической деятельности.

По своему содержанию и логике упражнения этого вида предназначены для решения относительно новых учебных задач.

В одних случаях в содержание упражнений включается закрепляемый материал одной темы. Такие упражнения нацеливают учащихся на самостоятельное приобретение системы внутритемных правил, понятий, обобщений, на их синтезирование. Проследим это на примере обобщения материала по теме «Имя прилагательное»:

1. Рассматривают таблицу «Что надо знать об имени прилагательном».

2. Списывают предложения. Дописывают падежные окончания прилагательных. Пользуясь таблицей, разбирают имена прилагательные.

Что надо знать об имени прилагательном

Что обозначает?

На какие

вопросы

отвечает?

Как изменяется?

С какими словами

связано?

Каким членом предлож. бывает

Признак предмета

какой?

какое?

какая?

какие?

по родам (в ед. числе)

по падежам

по числам

с именем существительным

второстепенным членом

В крутом овраге под горой бьёт из камней

родник студён¼ .

(И. Бунин)

И листок с берёзы золотист¼ пчёлкой

вьётся и летает над колюч¼ ёлкой.

(Е. Трутнева)

В других случаях, выполняя упражнения, учащиеся проводят сравнение изучаемого материала с повторяемым, самостоятельно устанавливают смысловые ассоциации между ними, упрочивают знания, умения и навыки по обеим темам.

Например:

Образуйте и запишите вначале простые предложения, затем сложные. Расставьте знаки.

поле озарилось ярким

светом.

Солнце выглянуло из-за туч и

осветило поле ярким

светом

Третий вид упражнений используется в целях обобщающего повторения в конце изучения раздела, курса в целом. В процессе выполнения заданий подобного типа учащиеся выделяют основные вопросы усваиваемых тем, разделов, самостоятельно делают более сложные междутемные выводы:

Допишите, где нужно, ь. Сделайте письменные пояснения.

Пояснение

Имя сущ., 3-е склонение¼

Слова

рож¼

тиш¼

ключ¼

пишеш¼

береч¼

встреч¼

Страницы: 39 40 41 42 43 44 45 46 47

ЯРОВАЯ СОВКА , бабочка семейства совок; вредитель пшеницы, овса, ячменя в Евразии. Передние крылья коричнево-бурые, задние - серо-бурые. Питается (гусеницы) тканями стеблей.

РЕЙ (Ray) Джон (1627-1705) , английский биолог. Предложил первую естественную систему растений. Ввел представление об однодольных и двудольных растениях. Впервые использовал категории рода и вида в смысле, близком к современному. Первая сводка по флоре Англии (1670).

ЯСИН Евгений Григорьевич (р . 1934), российский государственный деятель, министр экономики Российской Федерации с ноября 1994. С 1957 на научной и преподавательской работе. С 1989 член Государственной комиссии СМ СССР по экономической реформе. С апреля 1994 руководитель аналитического центра при администрации президента Российской Федерации.