Театрализованные игры Театрализованные игрыСтраница 45
Проследим это на примере выполнения учащимися начальных классов письменных творческих работ на уроках русского языка (см. табл.[9] № 1).
К самостоятельному применению усваиваемых знаний, умений, навыков в работах творческого характера опытные учителя готовят учащихся постепенно, планомерно, с учётом их возрастных особенностей и подготовленности. Самостоятельному составлению, например, сочинений, требующих от школьников свободного письменного изложения своих мыслей, предшествует предварительное выполнение ими многочисленных упражнений, в которых количество элементов самостоятельной творческой деятельности постепенно увеличивается.
Проследим это на примере системы упражнений учительницы начальных классов школы № 30 Г.А. Гутниковой.2 На наш взгляд, эта система действительно построена по принципу от простого к сложному, от воспроизводяще-творческой деятельности учащихся к творческой. При выполнении этих упражнений учащиеся должны постепенно подводится к выполнению собственно творческих заданий.
1. Подготовка и запись предложений по картинке с грамматическим заданием.
2. Составление и запись предложений по картинке на определённую тему.
3. Подготовка и запись ответов на вопросы на основе рассмотрения картины.
Таблица № 1
I класс | II класс | III класс | |
1. |
Подготовка ответов на вопросы, объединённые темой. |
Разделёние текста небольшой статьи (с помощью учителя) на законченные по смыслу части; формулирование заголовков к ним в форме вопросов или повествовательных предложений. |
Самостоятельное составление плана прочитанной статьи, рассказа. |
2. |
Составление предложений, объединённых одной темой. |
Составление предложений на основе наблюдения природы, общественных явлений, процессов труда. |
Самостоятельное составление и запись предложений по вопросам учителя, на основе наблюдения природы, процессов труда. |
3. |
Составление предложений по сюжетам картины. |
Составление и запись рассказа по нескольким картинам на основе коллективно составленного плана. |
Составление и запись рассказа по одной картине и по отдельным эпизодам кинофильмов, оценкам детских спектаклей. |
4. |
Изложение (под руководством учителя) текста в 30–40 слов по 2–3 готовым вопросам или данному плану. |
Изложение текста в 40–60 слов по плану (3–6 пунктов), составленному коллективно под руководством учителя. |
Изложение текста в 70–90 слов по плану, составленному учащимися самостоятельно. |
5. |
Составление и запись рассказа (под руководством учителя) о своих играх, забавах, работе. |
Самостоятельное составление и запись рассказа о детских играх, забавах, работе, прогулке, а также по наблюдениям за природой и трудом людей. |
Самостоятельное составление и запись рассказа о случае из своей жизни с элементами рассуждений, об экскурсии, жизненных наблюдениях, о работе. |
ЦИБУЛЬСКИЙ (Cybulski) Збигнев (1927-67) , польский киноактер. Снимался в фильмах: "Пепел и алмаз", "Поезд", "Как быть любимой", "Рукопись, найденная в Сарагосе" и др.
РФИ (RFI - Radio France International) , служба радиовещания Франции на зарубежные страны. Основана в 1931, Париж. Ведет передачи на 15 языках, включая русский; объем вещания (1993) ок. 160 ч. в сутки.
ВАН АНЬШИ (1021-86) , китайский реформатор; в 1070-74 и 1075-76 первый министр. Ввел систему государственных ссуд крестьянам, заменил наемное войско армией, комплектуемой путем рекрутского набора, пытался регулировать рыночные цены. Большая часть реформ была отменена в 1085.