Театрализованные игры
Театрализованные игры
Страница 47

Глава III. Пути формирования познавательного интереса

младших школьников на уроках математики через использование творческих заданий при

работе с понятиями

§ 1. Общая характеристика «понятия»

Понятие является одной из форм абстрактного мышления. Конкретные предметы и их свойства отражаются с помощью форм чувственного познания — ощущений, восприятий, представлений. Например, в данном апельсине мы ощущаем его свойства — круглый, оранжевый, сладкий, ароматный. Совокупность этих и других свойств дает восприятие (конкретный образ единичного предмета) данного апельсина, при этом мы отражаем как его существенные свойства, так и несущественные. В понятии же отражаются лишь существенные свойства предметов.

Свойства — это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличные друг от друга. Предметы могут быть тождественны по своим свойствам (например, сахар и мед сладкие), но могут и отличаться по своим свойствам (мед сладкий, а полынь горькая).

Свойства бывают существенные и несущественные. В понятии отражается совокупность существенных свойств, то есть таких, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе взятые достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить (выделить) данный предмет от всех остальных и обобщить однородные предметы в класс.

Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные свойства одноэлементного класса или класса однородных предметов.

Языковыми формами выражения понятий являются слова или словосочетания (группы слов). Например, «книга», «лес», «гоночная спортивная машина», «спортсмен-перворазрядник». Существуют слова-омонимы, имеющие различное значение, выражающие различные понятия, но одинаково звучащие (например, «обычное слово «жизнь». Во-первых, «жизнь» — это «бытие», «существование», в отличие от смерти; во-вторых, это «развитие», «процесс», «становление», «достижение»; в-третьих, имеется огромное число областей, у каждой из которых очень мало общего со всякой другой: органическая и неорганическая жизнь, общественная, культурная, богемная и т.д.; в-четвертых, под жизнью понимается определенного рода распорядок или уклад: жизнь столичная, периферийная, яркая или будничная, театральная или профсоюзная и т.д.; в-пятых, «жизнь»— это «оживление», «подъем» или «расцвет жизненных сил», а также протекание или время жизни: «раз в жизни», «заря жизни», «на всю жизнь» и т.д.»[10]). Существуют слова-синонимы, имеющие одинаковое значение, т.е. выражающие одно и то же понятие, но различно звучащие (например, око — глаз, враг — недруг, хворь — болезнь и т.д.).

Страницы: 43 44 45 46 47 48 49 50 51

УСТЬ-ОРДЫНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ , в Российской Федерации, Иркутская обл. 22,4 тыс. км2. Население 142,2 тыс. человек (1993), буряты и русские; 4 поселка сельского типа (1993). Центр - пос. Усть-Ордынский. Расположен в южной части Лено-Ангарского плато, к западу от оз. Байкал. Средние температуры января ?22 °С, июля 17 °С. Осадков 270-330 мм в год. Главная река - Ангара. Добыча каменного угля, гипса. Лесная, деревообрабатывающая, пищевая промышленность. Посевы зерновых (главным образом пшеницы) культур. Животноводство (крупный рогатый скот, овцы) молочно-мясного и шерстного направлений. Судоходство по Ангаре.

ФИЛЕТЕР Пергамский (ок . 343-263 до н. э.), основатель династии Атталидов и Пергамского царства.

ФИЛЫ (греч . phylai), в Др. Греции родоплеменные объединения, преобразованные затем в территориальные округа.