Этнопедагогика
Этнопедагогика
Страница 2

Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием человечества. Чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружения жилища и т. д. Эти первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребенок овладевал знаниями, умениями и навыками в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражая им. Новое поколение, восприняв опыт предков, использовало его, добавляя при этом в него что-то новое, более совершенное. Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура.

Одновременно развивались и первые идей обучения и воспитания детей как продолжателей рода. Вместе с опытом трудовой деятельности, направленного на удовлетворение насущных жизненных потребностей в пище, одежде, жилище и др., передавался и опыт общения людей друг с другом. Эти отношения из поколения в поколение закреплялись, развивались и совершенствовались в языке, живописи, символах.

С развитием русской народной культуры появляются правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, заповеди-запреты и заповеди-разрешения. С веками, передаваясь от поколения к поколению, они оттачивались, конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание нашими предками великого значения воспитания и обучения детей для сохранения и процветания народа.

Подобные рекомендации, наставления, поучения, своды нрав­ственных норм и правил есть у всех народов, населяющих Россию. При этом эти правила, рекомендации и т.д. очень близки по смыс­лу, по формулировкам, что доказывает наличие общих закономер­ностей в развитии народных культур, и в частности тех их облас­тей, которые относятся к обучению и воспитанию подрастающих поколений: от раскрытия содержания идеала личности к способам и правилам организации воспитательных процессов.

Так постепенно, от века к веку шло становление народной пе­дагогики, традиционной культуры воспитания. Она включает:

1) совокупность системы знаний об идеале человека как цели воспитания;

2) совокупность идей, позволяющих осуществлять обучение и воспитание детей;

3) средства и факторы обучения и воспитания, включающие все элементы народных культур (подробно о структуре народные культур, воспитательных возможностях их отдельных компонен­тов мы расскажем в следующей главе).

Народная педагогика, став самостоятельной областью народ­ной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей наций, этносов, народно­стей, регионов. Поэтому у каждого народа, нации, региона сложи­лась самобытная культура воспитания, совершенствующаяся из поколения в поколение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

ЩЕДРОВСКИЙ Игнатий Степанович (1815-1870/71) , российский график и живописец. Работал в традициях венециановской школы. Изображал сцены русского народного городского быта (серии литографий).

"ИНТЕРНАЦИОНАЛ" (франц . L'Internationale, от лат. inter - между и natio - народ), пролетарский гимн, партийный гимн российской социал-демократии (с 1906), КПСС (с 1944) и других коммунистических и рабочих партий. Текст Э. Потье, музыка П. Дегейтера. Впервые исполнен лилльским хором рабочих 23.6.1888. Русский текст создан в 1902 поэтом А. Я. Коцем. В 1918-43 гимн СССР.

ШЕВАРДНАДЗЕ Эдуард Амвросиевич (р . 1928), грузинский государственный деятель, в 1965-72 министр внутренних дел Грузии. В 1972-85 1-й секретарь ЦК КП Грузии. В 1985-91 министр иностранных дел СССР. Член Политбюро ЦК КПСС в 1985-90. Президент Грузии с ноября 1995.