Этнопедагогика ЭтнопедагогикаСтраница 2
Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием человечества. Чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружения жилища и т. д. Эти первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребенок овладевал знаниями, умениями и навыками в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражая им. Новое поколение, восприняв опыт предков, использовало его, добавляя при этом в него что-то новое, более совершенное. Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура.
Одновременно развивались и первые идей обучения и воспитания детей как продолжателей рода. Вместе с опытом трудовой деятельности, направленного на удовлетворение насущных жизненных потребностей в пище, одежде, жилище и др., передавался и опыт общения людей друг с другом. Эти отношения из поколения в поколение закреплялись, развивались и совершенствовались в языке, живописи, символах.
С развитием русской народной культуры появляются правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, заповеди-запреты и заповеди-разрешения. С веками, передаваясь от поколения к поколению, они оттачивались, конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание нашими предками великого значения воспитания и обучения детей для сохранения и процветания народа.
Подобные рекомендации, наставления, поучения, своды нравственных норм и правил есть у всех народов, населяющих Россию. При этом эти правила, рекомендации и т.д. очень близки по смыслу, по формулировкам, что доказывает наличие общих закономерностей в развитии народных культур, и в частности тех их областей, которые относятся к обучению и воспитанию подрастающих поколений: от раскрытия содержания идеала личности к способам и правилам организации воспитательных процессов.
Так постепенно, от века к веку шло становление народной педагогики, традиционной культуры воспитания. Она включает:
1) совокупность системы знаний об идеале человека как цели воспитания;
2) совокупность идей, позволяющих осуществлять обучение и воспитание детей;
3) средства и факторы обучения и воспитания, включающие все элементы народных культур (подробно о структуре народные культур, воспитательных возможностях их отдельных компонентов мы расскажем в следующей главе).
Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей наций, этносов, народностей, регионов. Поэтому у каждого народа, нации, региона сложилась самобытная культура воспитания, совершенствующаяся из поколения в поколение.
ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ , в Российской Федерации. 36,4 тыс. км2. Население 1467 тыс. человек (1993), городское 82%. 11 городов, 21 поселок городского типа (1993). Центр - Ярославль. Поверхность равнинная. Средние температуры января -10 °С, июля 18 °С. Осадков до 600 мм в год. Главная река - Волга. Рыбинское вдхр. Озера - Неро, Плещеево. В Ярославской обл. - часть Дарвинского заповедника. Машиностроение (производство дизельных двигателей, электродвигателей, полимерного, пищевого, полиграфического оборудования, деревообрабатывающих станков, приборов, дорожных машин и др.), химическая и нефтехимическая (синтетический каучук, шины, лакокрасочная продукция, фотобумага и др.), нефтеперерабатывающая, легкая, пищевая, деревообрабатывающая промышленность, производство стройматериалов. Добыча торфа. Угличская, Рыбинская гидроэлектростанции на Волге. Сельское хозяйство специализируется на производстве картофеля, овощей, продукции животноводства (молочное скотоводство, свиноводство, овчинно-шубное овцеводство). Льноводство. Посевы зерновых культур. Судоходство по Волге и Рыбинскому водохранилищу.
ВОРОТЫНСКИЙ Михаил Иванович (ок . 1510-73), князь, боярин и воевода. В 1572 в Молодинской битве (50 км южнее Москвы) нанес поражение крымским татарам. Обвинен в измене, умер от пыток.
ГОЛУБОВСКИЙ Петр Васильевич (1857-1907) , историк, доктор русской истории. Труды по истории Северской и Смоленской земель, кочевых народов южнорусской степи 9-13 вв., историографии.