Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка
Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка
Страница 23

Образцы предложений для проверки наиболее часто нарушаемых звуков : У Зои заболели зубы. Курица с цыплятами пили воду около колодца. Сима и Сеня весело смеялись. У Зины зимой зябнет нос.

У Маши новые шапка и шубка. Жук жужжит – жжж. Щеткой чищу я щенка. Девочки и мальчики скачут как мячики.

Лампа упала со стола. Лида и Лена гуляли на улице.

У Раи на руке рана. Рита с Риммой варят рис.

Яша ел сладкие яблоки. Емеля едет еле—еле. Ежик у елки наколол гриб на иголки. Юля дала Юре юлу. Лайка, громко не лай, Юле спать не мешай.

Коля катается на коньках. Галя гонит гусей домой. Хлебница стоит на холодильнике. Никите купили кеды и кепку. Гена надел сапоги. Мухи сели на хлеб.

Волк воет – в-в-в. Бабушка была больна. Даша дала дыню Диме.

Тетя Дина сидит на диване.

Воспитатель отмечает в тетради результаты проверки ( произнесение изолированного звука, в словах, во фразах ), определяет уровень нарушения и делает вывод о характере коррекционной работы ( постановка звука, автоматизация или дифференциация со звуком-заменителем ).

Так как фонематические дефекты звукопроизношения обусловлены нарушением фонематического слуха, воспитатель должен проверить его состояние. Для этого педагог определяет умение ребенка дифференцировать (различать) на слух следующие группы звуков : свистящие – шипящие ( с - ш, з - ж, с’ - щ, ц - ч ), сонорные ( л - р ), звонкие – глухие ( б - п, д - т, г - к ), твердые – мягкие ( т - т’, д - д’, н - н). Одним из наиболее доступных приемов проверки является такой. Воспитатель просит ребенка повторить за ним в той же последовательности два слога, например : са - ша ( ши - сы, со - шо, шу - су и др. ) – для детей пяти лет. Шестилетним детям можно предлагать для воспроизведения по три слога, например : са - ша - са ( сы - сы - ши, шо - со - шо, шу - шу - су ). Проговаривая слоги, воспитатель закрывает рот экраном (листом бумаги), который держит на расстоянии 10 – 15 см, чтобы ребенок не мог использовать как подсказку видимые им движения органов артикуляционнго аппарата. Сначала воспитатель произносит звуки медленно, затем постепенно убыстряя темп.

Так как фонетические нарушения звукопроизношения связаны в основном с нарушением речедвигательного анализатора, воспитатель должен зафиксировать отклонения в строении органов артикуляционного аппарата – челюстей, зубов, твердого неба. Наиболее частыми дефектами челюстей и зубного ряда являются различные нарушения прикуса ( соотношения верхнего и нижнего зубных рядов при сомкнутых челюстях ):

прогения – передние зубы нижней челюсти выступают далеко вперед ;

Страницы: 19 20 21 22 23 24 25 26 27

СИНУСОИДА , плоская кривая - график функции y=sin x. См. Тригонометрические функции.

БОЛЕЗНЬ , нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными или (и) морфологическими изменениями. Возникновение болезни связано с воздействием на организм вредных факторов внешней среды (физических, химических, биологических, социальных), с его генетическими дефектами и т. д. У человека и животных болезнь выделяют в определенную нозологическую форму, если известны ее причины, патогенез, характерные изменения в органах (см. также Синдром). Болезни животных наносят ущерб животноводству; возбудители некоторых из них опасны и для человека, вызывая, напр., бруцеллез, трихофитию и другие заболевания. У растений, как и у животных, наряду с инфекционными (вирусными, бактериальными, грибными и др.) болезнями наблюдаются патологические процессы, обусловленные неблагоприятными абиотическими факторами среды; болезни растений наносят ущерб сельскому и лесному хозяйству.

ЭЛЬ-ТЕНЬЕНТЕ (El Teniente) , медное месторождение в Чили. Разрабатывается с 1904. По происхождению гидротермальное медно-порфировое с молибденом. Подтвержденные запасы 26 млн. т со средним содержанием Cu в руде 1,04%, Мо 0,024%.